13 декабря 2012 г.

Скетч: как, куда и как внимательно смотреть


Зачем авторы рисуют скетчи? Зачем мы ими пользуемся? У нас самих и так все получается, а тут еще ненужные помощники... Мы выбираем скетчи сами,  а бывает, скетчи выбирают нас :)).
Скетч - это упрощенная раскладка композиции, собрав правильно которую, мы почти всегда  получим интересный результат.
Когда автор рисует скетч, как правило, он работает по законам композиции, стараясь сделать  уравновешенную и гармоничную "картинку".
А вам - каждый раз работая над скетчем, надо его сначала "прочитать", просмотреть все линии и элементы.

Сегодняшняя статья - практическое занятие, которое можно назвать по-студенчески "лабораторной работой" :). Катя (Katarina Light)  расскажет о том, как, куда и как внимательно надо смотреть.

Вот один из последних скетчей ОСК


Посмотрите на него попристальней :)

  • ФОН - слабо-выраженный: ровный,  "стабильный".
    Из-за его незагруженности (чистое пространство, отсутствие выраженного фонового рисунка) будет не очень уместна какая-либо картинка или яркий рисунок. Нужно оставить пространство, "воздух", иначе скетч будет трудно "опознать".
  • "ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ" СКЕТЧА:  
    - явная асимметрия слева.  Эта асимметрия - важный элемент, он определяет композицию именно этого скетча, поэтому важно не сместить все элементы в центр;
    длинная вертикаль слева, выстроенная несколькими элементамидлинной полосой кружева на всю высоту открыткитонкой нитью и "закудрявленной" ленточкой.

    Сразу дадим подсказку:
при компоновке элементов на открытке вы можете построить такую вертикаль несколькими способами: добавить много строчек (длиной через всю работу),  воспользоваться тем же кружевом или лентами, выстроить композицию с помощью длинных веточек цветочной композиции.
Важно, чтобы длина была зрительно различима, соответствовала элементу скетча.
  • ГЛАВНОЕ УКРАШЕНИЕ - это "завоздушенность" элементов небольшой полусферой - вы ее видите цветочной композицией на скетче.
Украшение, которое должно доминировать в работе, на котором надо сделать сновной     цветовой, фактурный, дизайнерский акцент. Именно он несет основную смысловую нагрузку, "повествует" о вашей задумке - одним словом, является главным. На нем должен остановиться, задержаться взгляд.
  • AКЦЕНТ в левом нижнем углу, но он совсем небольшой :), всего лишь нечто нежное и маленькое - "бабочка".
Эдакий необязательный, зато "игривый", "кокетливый" акцент, который по смыслу дополняет главное украшение, к примеру.
Если главное украшение  - это не́что, указывающее на зиму, то вряд ли акцент будет цветочком, Эйфелевой башней или шармиком-зонтиком, скорее, снежинкой или снежками :).
  • ЭЛЕМЕНТЫ БАЛАНСИРОВКИ. Каждая композиция по законом "жанра" должна быть сбалансирована. Чем же достигается балансировка в этом скетче?
    - недлинными горизонтальными линиями по верху и по низу, а также в нижней зоне "подписью" или элементом, который зрительно продлевает горизонтальную линию (веревочка, строчка, листочки и т.д). При этом эти дополнения не являются главными, лишь второстепенными элементами;
    - еще "укрепляют" баланс круглые элементы-"пуговицы" - тоже всего лишь дополнения, но они создают впечатление законченности (могут использоваться и пуговицы, и брадс, и нарисованные точки). Важно, чтобы элемент был круглый/"сердечный", НО не квадратный (помните о полусфере, о которой мы говорили выше? - т.е., плавные, изогнутые линии, никаких квадратных углов).
Хотите узнать, как все выше сказанное интерпретируют дизайнеры, которые комментируют работы? И почему мы сегодня так подробно рассматриваем всего лишь один открыточный скетч?
Ответ прост. Да, мы хотим более точного отображения скетча в работах. Да, этой заметкой даем понять, что будем строже подходить к рассмотрению работ. Но мы - не только "жюри", мы - единомышленники, нам важна творческая атмосфера. Поэтому еще раз на одном примере стараемся разъяснить наш подход, чтобы вы на свою работу могли посмотреть нашими глазами :).

Как же МЫ смотрим (расцениваем) скетчи, когда видим их в ваших работах. Какие работы проходят на конкурс?

- Те, что полностью (100%) отображают скетч и его пропорции - "придраться" не к чему, все видно, все читаемо.
- Скетч правильно перевернут/развернут/отображен, включая надпись. То есть, если вы переварачиваете скетч, переворайчивайте его полностью, а то часто получается, что скетч развернут, а надпись, например, нет.
- С несущественными отклонениями (нет круглых элементов, нет акцента в левом углу или нет горизонтальных линий. Нет дополнительных элементов, не предусмотренных скетчем, особенно тех, которые нарушают композиционный баланс.
- С легким отклонением по фону. Если вы используете  картинку (говорим конкретно об этом скетче), то она должна быть несущественная, незаметная, так как в противном случае именно эта картинка будет главным достоянием открытки, и глаз сфокусируется именно на ней.

При всем уже сказанном, несомненно, есть скетчи подробные, а есть из разряда свободных, т.е., позволяющие более свободную интерпретацию.

Например, такой. Ему присущи направления и "намеки"


А здесь уже видно центральную часть композиции и небольшие акценты в углах, при этом центром может стать что угодно - от пуговицы до феерии цветочного букета или картинки.


Надеемся, что эта лабораторная работа поможет вам при анализе скетчевых заданий. 

А если вы хотите основательно разобраться в скетчах, постарайтесь изучить еще и теоретический материал:



До встречи - Катя и ОСК.



41 комментарий :

  1. всё очень разумно и доступно )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, а почему фотографию сменила? Еле узнала тебя, быть тебе богатой! :)

      Удалить
  2. Спасибо, очень нужная статья.

    ОтветитьУдалить
  3. Для меня и моего очень скромного опыта в скрапе это очень важная и безусловно нужная статья. Столько важных моментов, на которые стоит обратить внимание - без них скетч не прочувствуешь. Большое спасибо за такой ценный урок!

    ОтветитьУдалить
  4. Я согласна и не согласна с автором статьи . Вы пытаетесь нам доказать , что скетч должен не подсказывать , а диктовать , что куда поставить или вставить . Но это относится к классике . А в скрапе есть разные направления и жанры - и у них законы построения и содержания вовсе по другим законам ...
    Получается - что в ваших заданиях будут учитываться только классически выполненные работы . Это хорошо и полезно на начальном этапе познания ...а потом хочется чуть развиваться и уже более творчески интерпретировать скетч , сколько людей - столько интерпретаций ...
    И все же это "творчество !" - об этом не стоит забывать и надо более терпимее относиться к людям , которые хотят и как могут по-своему пытаются выразиться . Я не имею в виду явные исключения ...они тоже существуют ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы только что смотрели ТОР по скетчу. И мы за творчество. И если основной элемент был увИден не округлым, а в квадратных, прямых формах, мы понимаем и принимаем. Да, многое написано и для новичков в т.ч. Правильно развернуть надпись - это важно. И не использовать фон с центральной картинкой, который переделывает скетч в совсем другой, тоже важно.
      Мы не хотели делать здесь подетальный разбор работ, нас об этом не просили, поэтому обойдемся без примеров. Статья - вывод по заданию, разбор общих тенденций ошибок. И смею вас увЕрить, если скетч будет читаться, а работа будет в любом другом стиле скрапа - дизайнеры это увидят. По любому, работу смотрит не один человек, а все/много - и делает общий вывод.

      Удалить
    2. Смотрит, конечно, не один. Но любой "смотритель" может выбрать не совсем правильно прочтенный скетч. Тут уже все зависит от профессионализма ДК.

      Удалить
  5. Как вы правильно написали, что скетч - это упрощенная раскладка композиции, которая помогает создать композицию. Те к то рисует скетч вы тоже отметили-рисует чтобы создать гармоничную картинку. Но не понятно последующее описание, что фон в работе должен быть как на скетчи и последующее. А если я применила скетч с цветочками, тот что у вас в примере и сделала работу стимпанк? Скетч соблюла, что и является результатом, но не выдержала воздушности и т.п. То что я значит неправильно выполнила задание. Почему так спрашиваю, чтобы люди кто читает эту статью сделали правильные выводы, особенно новички. Вообще по сути скетч может быть изображен квадратами или другими фигурами. Главное в скетче это его гармоничность. И при работе если следует его разворот, или зеркальное отображение, то это и должно проходить по всем жанрам поворота и разворота. А фон и все остальное уже не важно в данном вопросе, дополнение мелкими деталями, на которых не фокусируется взгляд, почему бы и нет. Это же творчество )).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Элен, не важно открытка с цветочками или с шестерням, важен момент раскладки: центровая или смещенная. Есть скетчи подробные (мы говорим сейчас именно о таком), есть скетчи "направленные". Бывает так что фон-картинка настолько самостоятельная, что все меняется. Но это уже наверно, мое личное мнение с точки зрения композиции и построения. Из опыта увиденных скетчей, наличие картинки обычно также прорисовывают. Но акцентирую-это касается подробных скетчей. В нашем челлендже будут разные скетчи-и будет повод для смелости и творчества! Мы сами выбираем скетчи, по которым творить! С наилучшими пожеланиями, Катя.

      Удалить
    2. Согласна, я рисуя скетч в свой блог не раз замечала, что участники даже не меняют картинку. если в скетче птичка, так и делают птичку. И меня новички не раз спрашивают, а можно ли заменить.... а вот мы видели... что нельзя....и в панике спрашивают так как все таки читать скетч. И я стала задумываться над правильной формулировкой заданий. Но я не ставлю таких целей чтобы были все работы как одна, ведь так интересно погулять по блогам и видеть не птичек допустим со скетча, а другую интерпретацию. Ну и тут встает вопрос, чтобы ко всем участникам относится одинаково при заданных условиях.

      Удалить
  6. "Важно, чтобы элемент был круглый/"сердечный", НО не квадратный (помните о полусфере, о которой мы говорили выше? - т.е., плавные, изогнутые линии, никаких квадратных углов)." - а важно ли??? Вы же в топ по этому скетчу выбрали две работы с круглыми+квадратными элементами у Наташи и Ани.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У них-то не было этой полусферы. А наоборот квадраты-прямоугольники

      Удалить
    2. Я чуть выше ответила. Да, за этим стоит элемент творчества и работа выдержана вся в квадратном вИдении. Но при анализе, в самом начале, стоило обратить на это внимание, а потом творчески на все это прореагировать.

      Удалить
    3. Вот я и говорю, что не важно. "плавные, изогнутые линии, никаких квадратных углов" - да ну их. ТВОРЧЕСТВО - это главное!

      Удалить
    4. ...работы выдержаны...
      ...стоило на округлость и плавность обратить внимание...
      Так понятнее, наверное, будет.

      Задание для всех - новичков тоже много. На мой взгляд, нужно уметь увидеть задумку, и по ней потом "высказаться", соблюдая пропорции и скетч. Скетч нельзя "переписывать", добавлять что-либо, что кардинально скетч изменяет. Ключевое слово - кардинально изменяет.

      Удалить
    5. Да я-то это понимаю. Главное, чтобы новичкам было понятно.

      Удалить
  7. Девочки ! У меня ко всем большое пожелание !!!
    Давайте к творчеству относиться просто как к ТВОРЧЕСТВУ ! А не как к хирургии или к микрохирургии ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожелание хорошее и все только "ЗА", но есть "НО" - задания, которые оцениваются и сравниваются. Есть задание по скетчу, где оценивается именно скетч - "попадание в него". А есть задание-вдохновение! Вот там можно творческую душу отвести по полной!

      Удалить
  8. спасибо, девочки! С интересом почитала и спасибо за ссылки.
    Надеюсь, рубрика Лабораторная работа станет регулярной. я бы еще дополнила ее удачными примерами... хотелось бы и примеров с ошибками, но это может вызвать негативную реакцию, не все готовы к критике, поэтому и положительные примеры будут очень полезны: хотя новичком меня назвать нельзя, но иногда результаты по скетчам вызывают вопросы, особенно в случае "конкретных" схем, поэтому интересно было бы "посмотреть" глазами ДК.

    ОтветитьУдалить

  9. Спасибо, очень помогают, ваши лабораторные работы :)

    ОтветитьУдалить
  10. Статья-это конечно хорошо. Однако я считаю, что если дизайнеры углядели в какой-либо работе серьезные отступления от скетча, то нужно обязательно написать об этом в комментариях, чтобы человек не терялся в догадках. Я вот как-то не придала значения вертикальной кружевной полоске (я ее даже толком не разглядела) и вот теперь даже не знаю, соответствует ли моя работа скетчу. Комментировали 3 дизайнера-только охи и ахи :))
    http://by-vesnushka.blogspot.com/2012/11/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 4 дизайнера :). И только охи и ахи, подтверждаю. Там допишу, обосную присутствие скетча.

      Удалить
    2. Большое спасибо за разбор :))

      Удалить
  11. Если вам захочется, то мою работу всегда можно взять и на ее примере показать как НЕ НАДО делать. Я критику приветствую...
    Честно говоря узнала много нового в этой статье. Спасибо большое!
    И да... действительно хотелось бы от дизайнеров вместо спасибо услышать к примеру "Скетч не читается" или "не точное соответствие скетчу", ну или "композицию портит эта красная пуговица"... ну то есть в двух словах, но конструктив )))))
    Это конечно же в идеале ))) Представляю каково дизайнерам по 20-30-40 работ комментировать...
    В любом случае спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! именно так и старались делать! либо писали, что не подходит к участию в задании, либо "замените эту красную пуговицу на..") И радует, когда участник прислушивается, заинтересован, старается что-то поменять в своей работе или хотя бы взглянуть на нее другими глазами! Очень ценю это!
      конечно, далеко не все готовы так поступать...кто-то удаляет коммент, снимает свою работу, удаляет пост с работой...
      Но мы же все учимся, какими бы профи мы сами себе ни казались!

      Удалить
  12. Девочки, как хорошо, что вы подняли и проанализировали эту тему! Ведь именно оценка работ по скетчам вызывает столько вопросов и дискуссий между членами ДК, ДК и ПЧ. Всё верно - нужно оставлять автору работы комментарий об ошибке, чтобы человек (если он действительно заинтересован в результатах) успел исправить готовую или сделать новую. Для меня самой многие скетчи - тёмный лес: не всегда их люблю, особенно за "откровенность", поскольку с геометрическими фигурами чувствую себя намного лучше, спокойнее и увереннее :) И совсем честно, - уже не вижу различия между простым кругом в квадрате и картинкой, которую кто-то представил как "солнечный круг, небо вокруг" :) В любом случае - огромное спасибо и низкий поклон - сняли массу вопросов и ещё столько же оставили :) Уже рассмотрела свою работу по скетчу - должна выйти в задании - мучаюсь, увидят ли 2 в 1 или нет, и не много ли там лишнего ))
    Девочки, посмотрите, у вас в этом предложении есть ошибка?
    "Нет дополнительных элементов, не предусмотренных скетчем, особенно тех, которые нарушают композиционный баланс".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На мой взгляд ошибки нет.
      Речь об элементе (к примеру), который внезапно появляется на открытке именно по этому скетчу справа сверху (картинка). Элемент, который вдруг стал центальным, а длинная вертикаль при нем ушла на "задний план", перестала быть центральным объектом, стала вспомогательным.
      Или над надписью появляется большая картинка, которая также "переписывает" скетч, делает его другим. И если вы по этой готовой открытке будете делать скетч (идем от обратного), вы начертите другой - похожий на исходный, но другой.

      Удалить
    2. Я понимаю, может тогда: "Нет дополнительных элементов, ХХ предусмотренных скетчем, особенно тех, которые нарушают композиционный баланс"? Я имела ввиду частицу "не" (ХХ).

      Удалить
    3. Предложение верно, Елена! Здесь рассматриваются случаи, когда мы засчитываем скетч. Можно его упростить: "Нет лишних элементов, особенно тех, которые нарушают композиционный баланс"

      Удалить
    4. Ещё вернее: "Нет лишних элементов, особенно тех, которые могут нарушить композиционный баланс"

      Удалить
    5. Или так?
      - С несущественными отклонениями (нет круглых элементов, нет акцента в левом углу или нет горизонтальных линий); при этом отсутствуют дополнительные элементы, не предусмотренные скетчем, которые могут нарушить композиционный баланс.

      Удалить
  13. Тоже за то, чтобы хоть пару слов о том, что бы надо бы изменить на будущее. Конечно иногда я и сама понимаю, что скетч не совсем читается, но так хочется показать работу. А иногда вроде все сделала правильно, а что-то видать не так. И вот сидишь и думаешь, про тебя в посте написали или нет. Конечно, приятно слышать только приятное, но все таки конструктивной и вежливой критики не хватает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Заметьте, мы никогда не просим удалиться из Линков. Нам понятно, что вы хотели поработать по скетчу, попробовали, что-то получилось - что-то нет. За это и говорится "спасибо". Почти всегда удается донести разницу взглядов, если она есть, не обидев, попытаться в диалоге конструктивно помочь. Реакция, правда, бывает разной.
      Иногда скетч помогает создать работу... и уходишь настолько в сторону, что уже и сам видишь, что идешь другой дорогой. В этом случае можно показать работу в комментах, а не в Линках, мы ее тоже посмотрим. Зато сразу ясно, человек и сам видит, что по скетч-заданию не пройдет, а работа получилась добротная, интересна, необычная и т.д.

      Удалить
    2. Вот учту, что надо не в линк, а в комментариях.

      Удалить
    3. Не все готовы услышать критику, представляя работу на конкурсное задание.
      Если хотите ее получить, загляните в нашу рубрику Разбор Полетов, мы стараемся там разбирать работы. Там хотя бы понятно, что автор готов к обратной связи, отличной от похвалы.

      Удалить
    4. Можно и в своём сообщении написать, что Вы не против критики.

      Удалить
  14. Эх, ну почем вы закрыли последнюю тему?? Только я написала ОГРОМНЫЙ правовой комментарий со ссылками на ГК... Эх, эх...

    (Если что, я его скопировала, могу переслать)

    ОтветитьУдалить