12 января 2018 г.

7 правил композиции, которые сделают твой кадр лучше

Друзья-скрапбукеры, мы живем во время  активного расцвета фотографии, которая все больше и больше входит в нашу жизнь. Почти каждый имеет под рукой фотокамеру и делает, как минимум,  один снимок за день.  Поэтому советы профессионалов, работающих в области фудфотографии, будут весьма полезны и для нас, при фотографировании своих скрап-работ.




Что определяет красоту фуд-фотографии?

Мой вывод — это композиция и аппетитность блюда.
Что такое идеальная композиция? Это когда каждый объект в кадре находится на своем месте. Когда на снимке ничего нельзя убрать или добавить, не нарушив гармонии и общего впечатления от фото.
Композиция делится на эстетическую (идея, замысел фотографии) и техническую (геометрия кадра, сочетание цветов и свет).
Главное правило эстетической композиции — на снимке должна быть одна идея (сюжет), понятная зрителю.
Перед построением кадра нужно понимать, какую историю ты хочешь рассказать на фотографии. Идея часто подсказывает, какое правило композиции лучше применить для ее воплощения.
7 правил композиции, которые сделают твой кадр лучше
1. Золотое сечение
Это базовое правило композиции, существующее в искусстве с древнейших времен. Не будем углубляться в его объяснение. Просто посмотрим, что согласно этому правилу площадь кадра делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями следующим образом.
zolotoe-sechenie-v-fotografii-big-03
Главные объекты в кадре нужно размещать вдоль этих линий или на точках их пересечения. Точки пересечения называются «зрительными центрами». Считается, что они привлекают внимание человека в первую очередь.





сечение
На этом фото Роба Гримма креветки лежат на горизонтальной линии сечения, а самая аппетитная верхняя часть правой креветки расположена на точке пересечения двух линий.
сечение
На фото Линды Ломелино шарики мороженого расположены вдоль вертикальных линий сетки, два шарика лежат на точках пересечения линий.

2. Правило диагоналей
Одно из самых часто применяемых правил в фуд-фото. Его суть — расположение главных объектов в кадре по диагонали. Этот прием хорош тем, что создает динамику на снимке. Вот несколько примеров диагональных композиций.




Авторы фото  Диана Нагорная, Beth Kirby, Marta Greber
Авторы фото Диана Нагорная, Beth Kirby, Marta Greber

На первом и втором фото диагональ задается двумя тарелками с супом. На третьем снимке диагональ очень лаконично и эффектно обозначается ножом.
В процессе съемок я нашла несколько особенностей построения диагональных композиций:
  • Прямоугольные разделочные доски, тарелки, ящики, подносы и т.п. — хорошая основа диагональной композиции.
основадиагонали
  • Диагональ может задаваться не только предметами, но и цветом.
IMG_5577-1s
На этом фото есть диагональ зеленого цвета, которую образуют песто в банке и веточка на заднем плане.
  • Диагональ в кадре можно задать линиями досок фона или расположением края стола.
диагональ в фоне
  • Диагональ можно задать или подчеркнуть столовыми приборами.
приборыдиагональ
  • Диагонали часто есть в самой еде, и это можно и нужно показать.
IMG_7546-1s
3. Правило треугольников
Тоже очень популярное правило в фуд-фото. Его суть — главные объекты образуют треугольник. Смотрим примеры.





треугольники
Авторы фото: @lumadeline, @_foodstories_, Linda Lomelino
треуг
Авторы фото: 1 — Monica Pinto, 2, 3 — Александр Сляднев

4. Спираль
Удивительно, но это правило гармонии выведено путем математических вычислений. Не будем вдаваться в научные сложности, а просто согласимся, что снимки с композицией-спиралью смотрятся очень интересно. Композицию можно построить так, чтобы взгляд зрителя закручивался или раскручивался по спирали, приходя к главному объекту в кадре. Такой прием делает кадр динамичным.





спираль
Фото Katie Quinn Davies

5. Числа Фибоначчи
Очень полезный, но почему-то не часто упоминаемый композиционный прием. Он помогает определиться с количеством предметов в кадре.
Математик Леонардо Фибоначчи вывел  ряд  числовой гармонии  1  1  2  3  5  8  12… Запомни эти числа и используй их при оформлении блюд и составлении композиции.





фибоначчи
Авторы фото Nik Sharma, Monica Pinto

На первом фото мы видим 1 кекс, украшенный 1 инжиром. Отрезано 3 кусочка кекса, 4 кусочка выглядело бы менее гармонично. На втором снимке мы видим 3 бургера, 2 стакана с пивом. Около каждого бургера лежат по 2 половинки огурчика. Все это маленькие детали, но часто именно от них зависит ощущение гармонии в кадре.
6. Ритм или паттерн
Это многократное повторение одинаковых или похожих объектов в кадре. Это простой, но очень эффектный композиционный прием.





ритм2
Авторы фото @gkstories, @tata_cher, @localhaven
Авторы фото @ditsen, @linda_lomelino, @tata_cher
Авторы фото @ditsen, @linda_lomelino, @tata_cher

Ритм всегда делает фотографию живее и интереснее. Поэтому старайся замечать ритм в еде, интерьере, посуде и добавляй его на свои фотографии.
На снимках ниже ритм не является основным композиционным приемом. Но на первой фотографии ритм есть в спинке стула, в нарезанном авокадо и ветке помидорок. На втором фото очень ритмичные вафли. На третьем снимке ритм задается самой стопкой блинчиков и линиями решетки.




ритмвдеталях
Авторы фото @whatforbreakfast, @ditsen, @a_violet_dream

7. Разная высота
Интересным композиционным приемом является  расположение объектов на разной высоте. Это не дает зрителю заскучать, добавляет кадру динамики.



Авторы фото: Ditte Ingemann, Linda Lomelino, Monica Pinto
Авторы фото: Ditte Ingemann, Linda Lomelino, Monica Pinto

lh12_markaЗритель неосознанно считывает информацию со снимка слева направо и сверху вниз. Поэтому для более комфортного восприятия лучше делать верх и левую сторону фотографии легче, т.е. оставлять там больше места и больше света.

25 комментариев :

  1. Ответы
    1. Елена, мне тоже показалось это структурированным, емким, но хорошо воспринимаемым материалом.

      Удалить
  2. Спасибо большое, полезно и нужно))))

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю, интересная подача), запоминающаяся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просмотрела несколько статей, это тоже мне показалась интересной и емкой.

      Удалить
  4. Спасибо! Разбор, подкрепленный понятной иллюстрацией, так хорошо ложится в голову. Еще бы при фотографировании довести все эти правила до автоматизма. И при обработке))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я попробовала - не так все просто! Автоматизм нужно тренировать! Но автор пишет, что надежда есть!

      Удалить
  5. Ответы
    1. Автор статьи - очень талантлива и в фотографии, и в подаче материала. Согласна с вами.

      Удалить
  6. Большое спасибо за эту статью!!! Узнала много нового!! Как раз начала баловаться фуд-фотографией)))

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересная и полезная статья,особенно когда лень искать на просторах интернета.))) Спасибо огромное! Буду учиться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и я, Лариса, исходя из лени разместила здесь эту статью. В своей библиотеке легче что-то найти)).

      Удалить
  8. Девочки,спасибо огромное за статью!
    Но не могли бы вы подробней обьяснить про использование приема ряда числовой гармонии...если в первом примере с хлебом более менее понятно..то вот с бургерами..получается что ряд не сначала начат? и одна цифра используется несколько раз?обьясните, пожалуйста)

    ОтветитьУдалить
  9. значит у нас есть ряд: 1,1,2,3,берем бургер и пиво(за цифру один отвечают) каждого наименования по- пива 2стакана, бургера 3шт.., они вместе дают 5...
    Если взять пару бургер огурец,то получается 1-бургер,один-огурец, они дают двойку,но для уселения эффекта огурчик порезан на два..и бургер с двумя половинками дает три..Правильно понимаю??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я тоже так интерпретирую.
      В книге "Ангелы и Демоны" Брауна уж очень много пишется и о золотом сечении, и о последовательности Фибоначчи.

      Удалить
  10. Спасибо. Очень интересная и полезная статья.

    ОтветитьУдалить
  11. Простите, теперь фуд фотография тоже относится к скрапбукингу? Я интересуюсь исключительно из любопытства, так как изначально скрапбукинг - это были только альбомы, потому в него вдруг стал входить кардмейкинг, потом и весь остальной паперкрафтинг стал гордо именоваться скрапбукингом.
    Статья классная, мне она тоже понравилась, особенно новые приемы композиции про спираль, она ведь тоже основана на золотом сечении. И прием Фибоначчи.
    Хочется у кого-нибудь посмотреть примеры работ скрап-страничек (или открыток, ладно уж) по этим приемам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, не относится)).
      Но фуд-фотография и фотографии скрап-работ относятся к предметной съемке.
      Грамотные подборки фото скрап-работ с описанием данных фишек из фуд-фотографии найти трудно. А если кто уже умеет пользоваться этими приемами, то будет интересно взглянуть и дополнить ими статью.
      Буду признательна за ссылки!

      Удалить
    2. Тогда я не поняла. Как эти примеры мне помогут красиво сфотографировать мою скрап-страничку?
      Страничка в данном случае не самый лучший пример, так как она должна демонстрироваться без лишнего фона, который отвлекает.

      Это больше подходит для каких-то объектов. Например, декора. Из него, с помощью дополнительных предметов, мы составляем натюрморт по всем правилам, которые тут описаны, так?

      Самое удивительно, что пользуясь такими приемами мы получаем хорошую фотографию, в которой одним из элементов будет скрап-работа. И будет в целом красиво и гармонично. К таким приемам прибегают многие, но у одних работы - шедевры, которые и одиночно будут смотреться шедеврами. А у большинства это способ замаскировать свою посредственную работу с помощью дополнительных уловок. Убери из кадра лишнее и все, скрап-работа уже ничего из себя не представляет. Но сейчас важна именно красивая картинка. Чтобы в инстаграммах все ахнули.

      Елена, простите, все это без наездов. Так, рассуждаю.

      Удалить
    3. Катя, верно пишите. Здесь не о страничках, т.к. в них уже своя композиция, и ее обычно фотографируют без танцев с бубнами.
      А более маленький объект - блокнот, открытка, это уже повод для натюрморта)). Но что делать, Катя, современная изменившаяся скрап-среда диктует свои правила, и публика требует именно красивых картинок. Вы же сами это видите. Я вспоминаю наши конкурсы, там все известные мастера только в виде натюрмортов и подавали работы. А каждой из нас выбирать - либо шедевр фотографировать, ибо посредственность. Но тренировка с приемами уж точно лишней не будет)).

      Удалить