11 августа 2014 г.

Что же такое mixed media и с чем ее едят

Добрый день, дорогие друзья!

В рамках "исследования" супер-тренда микс-медиа, мы попросили Машу - Mell Pell о разрешении привести ее пост "Что же такое mixed media и с чем ее едят", написанный в рамках проекта проКраски, еще и на площадке ОСК. Ее другой взгляд и классификация, поставленные ударения, расставленные акценты, объяснения и точки над "и" - все это и не только от мастера микс-медиа стиля, ведущей многих необычных микс-медийных проектов не только интересно, но и познавательно.
* * *
Как сильно полюбилось скрапбукерам это сочетание двух слов в последнее время… Очень модно, современно и «трендово» - вот, что думает большинство про этот стиль. Хотя мне даже сложно сосчитать, сколько же лет этому словосочетанию.
Не смотря на то, что стиль ММ стал популярен сравнительно недавно, он вовсе не нов. Дега, Пикассо, Корнелл… - у них (да еще много у кого, поверьте!) легко найти ММ.

Хотя я, как обычно, забегаю вперед. Начинать-то следовало с объяснения, что это вообще такое.

Микс-медиа (mixed media) – это просто смешанная техника, и все. Вот так просто. Хочу сразу предупредить, что работа, выполненная в стиле ММ может вообще не содержать «краски, спреи, джессо». Да-да! Давайте остановимся на этом поподробнее и начнем с самого понятия.

Смешанная техника – это значит, что при создании работы мы воспользовались не одной, а несколькими техниками. При этом это должно быть «полноценное» или «равноправное» использование, а не просто для галочки.


Если говорить начистоту, то две техники – это уже вроде бы как смешали, да? Но как-то так сложилось в мире, что для того, чтобы скрап-работа могла быть признана микс-медийной, она должна быть создана с помощью минимум ТРЕХ техник.

Я обычно на своих мастер-классах по ММ объясняю, что проще будет считать по материалам. Потому что, допустим, работа с акрилом может предполагать разные техники его нанесения – но это все равно «не пойдет в зачет».

Давайте попробуем посчитать: если вы перемазали открытку структурной пастой и залили ее восьмью цветами спреев, будет ли это ММ?

Нет. Однозначно.

Потому что «медий» только две – паста и спрей. А вот если вы еще добавили в некоторых местах фоновый штамп (для пущей красы) – то вот вам, пожалуйста, ММ в самом явном виде!

Правда, по материалам ориентироваться легче?

Как же вообще появился ММ? А вот вспомните, будучи детьми, мы с легкостью соединяли в единую картину то, что хоть как-то оставляло след на бумаге. Это уже став взрослыми, мы стали следовать каким-то «правилам», а вовсе не своему вдохновению. А ведь на самом деле не существует никаких правил для выплеска творчества. Нет никаких правил по определению какой-то «специальной техники» для конкретной работы.

Даже крутая картина (хм… допустим, портрет) может быть столь же успешно выполнена и простым карандашом, и масляными красками, и чернилами, и пастелью, и акрилом, или их сочетанием – и обещаю, «поняв разные материалы», вы наверняка почувствуете, какие техники в каждом отдельном случае дадут лучшую возможность для выплеска ваших идей.
Т.е., ММ – это вовсе не цель, как думают многие, но способ, средство для достижения полной гармонии между вашим замыслом и результатом работ.
Самым простым способом выбрать технику (техники), которые вам нужны именно в этой работе – это пробовать. Пробовать и испытывать как можно больше различных техник, чтобы впоследствии знать, какая их них «рвется в бой» еще до начала создания.
Перечислять всевозможные сочетания техник и материалов не имеет смысла – их слишком много. Однако это не повод расстраиваться и бросать попытки освоить ММ целиком за один вечер. Это повод для того, чтобы порадоваться бесконечности и неисчерпаемости возможностей, открывающихся каждому, кто решится на знакомство с этим многогранным стилем!

Хотите, я перечислю малую толику не самых техник, которые можно использовать в ваших миксмедийных работах? Цветная монотипия, коллаж, отбеливание, промывка, резист-техники (в основе может быть не только эмбоссинг, а, например, масляная пастель, воск, масло…)… Продолжать можно до бесконечности, как вы поняли.

А теперь, как в анекдоте, слайды! Просто показать на примере всегда выходит полезнее и понятнее, чем рассказать "на пальцах".

На примере моих работ будем "считать медии". Давайте начнем с НЕмиксмедийных:

1. Открытка. Здесь использованы два вида чернил - красные и черные. Все. Капли белого акрила даже считать стыдно, потому что они действтельно только капли и не участвуют в работе, как полноценная "медия" - это утверждение актуально для всех работ, потому что, как вы помните, использование техники должно быть «полноценным» или «равноправным».
Итого: внешне миксмедийная открытка на проверку оказалась простая "чернильная".



2. Страничка. На ней есть сделанный белым акрилом "круг" и совсем немного штампинга. Хм, получается, всего две техники. Мда... Даже на минималистичный ММ не тянет!



3. Снова страничка. Выглядит вполне "смешанно". Проверяем: штампинг, дудлинг и... все.
Вывод: опять НЕ микс-медиа.


Теперь покажу миксмедийные работы:

1. Коллаж. 
Считаем: коллаж (как видно из названия), акварель, акрил, штампинг чернилами, масляная пастель (использована только для акцентов, но все же играет достоточно заметную роль, поэтому "считается").  Итого: 5 медий.  Вывод понятен :).


2. Коллаж.
Снова начнем с перечисления: коллаж, акрил, сухая пастель (тени), масляная пастель (акценты - например, свет в окнах), гуашевые ручки (окна и "снег"), штампинг чернилами. Итого: 6 медий. Комментировать не буду.


3. "Страничка" на дереве.
Считаем: коллаж (паззлы, бисер), акриловый спрей, шампинг чернилами. Три.
Всего три медии, но уже полноценный ММ!

4. Открытка.
Поехали: штампинг чернилами, резист-эффект с помощью горячего эмбосинга, акварель для "разукрашки". Хм... Предстваляете? Это тоже ММ!


5. И напоследок, перышко: резист эффект с помощью масляной пастели и воска, акварель, акрил. Четыре. Вывод прост: тоже микс-медиа.



 6. Страничка на дереве. Коллаж (бисер, бумага, тесьма), штампинг акрилом и чернилами (кракелюр, бабочка с надписью, текст, стрелка, воздушный шар), работа с белым акрилом (треугольники от трафарета)... Опять же все ясно.


Вот расскажите мне: теперь стало проще? В смысле - вы теперь сможете сказать, выполнена ли работа в стиле микс-медиа или нет лишь взглянув на нее? Я уверена, что да.

И еще - спасибо за внимание всем любителям смешивать :).
 Маша - Mell Pell

Вот так, дорогие друзья!  Микс-медиа, легкий микс-медиа, минималистический микс-медиа, микс-медийный фристайл,.. с "красками, спреями, джессо", трафаретами и/или без них.
"Стиль микс-медиа?" или "смешанная техника?" - в конечном итоге, многоликий микс-медиа, который так часто нас поражает, порой, удивляет...
Даже род этого (ММ) существительного вызывает определенные сомнения :), по крайней мере, у меня. Зато - это открытое поле для экспериментов и фантазии в арт-букинге и скрапбукинге. Выбор за вами - пробовать ли, основательно ли осваивать или пройти мимо...

Нескучного нам творчества! И до новых встреч.

6 комментариев:

  1. Огромное спасибо!!Я многого ,оказывается ,и не знала...

    ОтветитьУдалить
  2. никогда бы не подумала, что эти клин-энд-симпл открытки - тоже микс-медия!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью! Очень познавательно) Многое для себя открыла))

    ОтветитьУдалить
  4. Получается, что микс медиа - это не смешение стилей, а смешение техник?..

    ОтветитьУдалить
  5. В страничке № 3 тоже есть коллаж, на мой взгляд. И если фон там не только отштампован но и немного раскрашен акварелью... Конечно нужно точно знать сколько материалов использовал мастер, если чернилами раскрасил и чернилами наштампил - то материал один, а эффект может быть ММ.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне кажется, открытка с цветком - КАС. Сам цветок выполнен в технике ММ, тут не поспоришь, но открытка - чистый КАС. Как украшение может быть, что угодно - страза (выполнена в технике "раскрась стекло"), цветок из пряжи (выполнен в технике "вязание крючком"), шестеренка (выполнена в технике "отштамповка прессом по металлу"), но собрано все это, извините, в КАС! Уж никак не "миксмедийная открытка".

    ОтветитьУдалить