5 июля 2013 г.

Позитивное общение в Интернете



Добрый день, уважаемые читатели! 

Разрешите познакомить вас с Гришиной Еленой, ее сайтом "Сумки и аксессуары" и со статьей, которую с разрешения Елены, мы здесь публикуем. 
* * * 
В сети мы ведем блог, наполняем магазин, добавляем описания к своим работам, комментируем статьи и общаемся на форумах - это наша виртуальная жизнь :).

Мы можем не показывать своего лица, разметив аватарку в виде балдежной собачки или пухлого кота... и всё - нас никто не знает...
Но мы есть :).
О нас, о нашей жизни, характере и других личностных особенностях, читатели судят по нашим словам, фразам, реакциям на слова других людей, по нашим сообщениям, статьям, конечно, фотографиям :)) - если мы всё же их публикуем.
Всегда ли реальность соответствует восприятию нас в инете? 
Конечно, не всегда...


Каждый день я просматриваю и читаю много сайтов и блогов.

Мое внимание часто привлекают чистые, красивые фотографии, картинки и другая визуальная инфо. В таком случае я называю себя "ленивым читателем" :). Это норма для интернета. Мало думать, много смотреть - вот она, особенность нашего времени виртуальной зависимости :).

И все же иногда, как и все, я бываю и мыслящим читателем - я читаю текст! Вау :)). Да, бывает :)).

Безусловно, у каждого автора  свой неповторимый стиль, он часто узнаваем и ожидаем. 

И когда я встречаю блог/автора, на мой взгляд, близкого мне по духу или интересного своими мыслями и творчеством, я сразу же становлюсь ПЧ.  И бывает так, что я становлюсь читателем совсем неизвестного блога или блога с плохими по качеству фотографиями, или вообще блога-болталки, где один сплошной текст и тот без запятых.

А красивые и очень даже привлекательные внешне блоги проходят мимо меня, не цепляя за душу или наоборот - отталкивая от себя. Как правило, причина этому одна - ТЕКСТ. 

А именно - что и как пишет автор, как он отвечает на вопросы, как он комментирует ответы, как он виртуально ОБЩАЕТСЯ.

Ведь все мы личности и большие индивидуальности :). И в блоге (сайте, статьях, комментариях) наша индивидуальность как нигде проявляется и показывается. 

Иногда эта индивидуальность показывается так ярко, что я дня два потом хожу и думаю - как же так... как же может такой едкий и грубый человек создавать такие прекрасные творения.... как же хорошо, что я не купила у него те бусики, прежде чем прочитала его "речи" на форуме. 

Сразу скажу, я не призываю никого стараться казаться лучше, заискивать перед читателями или делать еще что-то не очень честное.
Я лишь призываю к другому - не надо показывать себя хуже, чем вы есть на самом деле. 

После такого долгого вступления, перейду к основному вопросу:

КАК же писать так, чтобы было понятно, что ты хороший, что ты далеко не бяка и зазнавшаяся звездуся, а просто хороший человек ( и мастер, конечно ;-)). И как избежать ошибок искажения мыслей и намерений? 
 
О ПОЗИТИВНОМ общении в Интернете

1. Сленг.
Я ровно отношусь к сленгу, сама его иногда использую. Мое твердое мнение - сленг можно юзать :))) как приправу, и не более того. Совсем чуть-чуть и совсем понемногу, для усиления ощущений. Как афродозиак :))-

2. Частицы "НЕ".
Не используем :))).
Это правило я завела себе очень давно. И оно уже автоматически включается в моей голове, стоит мне только начать набирать текст.  Почти все слова с приставкой не- я стараюсь заменить на синонимы без этой самой негативной=вредной приставки :).
Конечно, полностью избавиться от отрицания в тексте очень сложно, а часто это и нецелесообразно :)).
Но в данном случае я бы могла легко заменить глагол "не используем" на "стараемся избегать", ведь правда?

3. Слова-агрессоры.
Ага, с ними тот же случай - избегаем. 
Очень часто словами-агрессорами являются вполне безобидные (в реале) слова и фразы. И часто мы употребляем их совсем без злого умысла, просто не задумываясь об этом.

Это слова-указания и призывы - успокойся, иди, сделай, расслабься, позвони, помните, не забудь, обязательно сделай! и пр. Слова, которые повелевают нам что-то предпринять.

Слова-угрозы: если вы ..., то я ....!
Безличное обращение (у всех есть имя, его легко увидеть в профиле или в блоге), или обращение по типу "девушка/женщина и т.п."
Слова-полицеские: вердикт, приговор, вывод, предписания, фразы "вы должны", "вы обязаны", надо, не надо и т.п.

В качестве иллюстрации к пункту о словах-агрессорах, опишу пример из своего опыта в роли покупателя на ЯМ.
Очень долго я была подписана на блог одного мастера, творящего и параллельно имеющего магазин материалов для творчества. И, наконец, я решила стать покупателем  этих самых материалов :).) 
Оформила покупку и получила в ответ письмо. Читала и плакала.
Не плакала, конечно :)), но дочитав письмо до конца, я ощутила себя полностью облитой разной органикой ;-).
Что было в письме? 
Ничего особо страшного там не было, просто его автор подробно описал мне все наши дальнейшие товарно-денежные взаимодействия. 
Описал подробно, холодным и четким текстом (до этого момента общались "на ты" и вполне приятно) с указанием всех возможных косяков с моей стороны (соломку, так сказать, подстелил) - ЧТО он сделает, если я не оплачу вовремя, если вдруг я чем-то буду недовольна, если я вдруг захочу оставить отрицательный отзыв, если я передумаю и отменю покупку, если я не получу посылку  и т.п.  - за всё это меня ждет первое, второе и десятое.  И в конце письма огромными буквами - ОТПРАВЛЯЮ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОПЛАТЫ. 
Я понимаю причину всего вышеописанного - видимо "везло" этому мастеру на недобросовестных покупателей. Но я же не такая :)). Я никого не собиралась обманывать, кидать, не платить и т.п. Получается, меня заранее подозревали во всех тяжких. Было очень неприятно.
От покупки я не отказалась, молча оплатила, молча получила, от блогов отписалась, из круга удалила и вообще - чур-чур меня. А материалы так и лежат :)).

4. Эмоции. Много эмоций.
Эмоции в тексте - это гуд. Но много хорошо - тоже плохо :). Эмоции могут и зашкаливать, а могут и просто выносить мозг читателю. Эмоции добавляем строго по рецепту - не больше, не меньше - все зависит от того, как вы любите :)).
А если серьезно, постоянная экспрессия действительно утомляет. Все же лучше давать читателям передохнуть, хотя бы иногда (я могла бы написать - все же НАДО давать читателям... - но заменила слово НАДО на слово ЛУЧШЕ - см. п.3).

5. Отсутствие эмоций.
Вторая крайность :)).
Вообще, мне часто пишут - Лен, ну как писать, я не знаю, мне сложно, я сажусь и всё - ступор... а ты о каких-то эмоциях... 
Тогда вернемся к правилам речи :)). Ох, простите моё занудство. Но реально работают:
  • метафоры,
  • эпитеты,
  • сравения
  • и шутки юмора :))
Да - и забудьте уже про орфографию, блоггер сам всё проверит и выделит красным :))).

6. Приветствие и обращение.
Это банальный пункт, который почему то банально часто не работает, особенно при общении на Ярмарке Мастеров.
Я как опытный подпольщик тихо веду статистику продавцов на ЯМ, которые упорно отказываются обращаться ко мне по имени :)). Почему же проще 10 раз написать "Вы", чем раз - Лена? Шучу, конечно, я, :) про статистику шучу, но факт остается фактом.
Прием с обращением по имени работает всегда и в жизни, и не только в сфере продаж, но и в межличностых отношениях, поверьте мне ;).

7. Волшебные слова.
No comments.
Простой пример:
В магазинах на ЯМ можно часто увидеть 2 варианта одной фразы:
1. Всем читать правила магазина!
2.Пожалуйста, читайте правила магазина.
Смысл один, а восприятие разное.

8. Спор.
О, это камен,ь о который разбиваются в щепки много трудов по написанию статей и другой  полезной информации.
Очень грустно наблюдать такую картину - мастер старается, пишет статью, выкладывает ее на общедоступный ресурс, статью начинают комментировать, потом задавать вопросы, потом критиковать - и всё, Остапа понесло... Автор начинает спорить, огрызаться, ругаться и т.п. И моя покупка бусиков накрылась медным тазиком :)).
Тут работает правило "лучше молчать, чем говорить".
Я для себя ввела несколько правил, которые использую в таких ситуациях:
- в своей статье/посте я в принципе уже ВСЁ сказала так, как думаю, доказывать тоже самое по второму кругу... зачем?
- если мою статью критикуют - ну и ладно :);  
- каждый имеет свою неоспоримую точку зрения, я тоже:)) - просто аксиома;
- эти точки могут не совпадать, но мир от этого не рухнет и моя точка останется неизменной (обычно);
- если меня оскорбят или как-то унизят в комментах - я точно в ответ не брошусь с тем же оружием - это никого не красит и часто работает против самого оскорбляющего.

А вообще - если ваши слова вызывают активную реакцию, критику и спор - это круто! Это значит - зацепило :). Улыбаемся и машем :)).

9.  Общение с позиции "Родитель".
Вот этот пункт меня осенил совсем недавно :).

Я ж социолог-конфликтолог по образованию :)), а все тупила, думая, ну почему же некоторые умные и полезные (на самом деле) статьи у меня вызывают какую-то непонятную реакцию - смесь между "хватит меня учить" и "сама я знаю". Но всё же дошло. 

Всё дело в том, что я на дух не выношу когда общение со мной происходит с позиции "родителя".
О теории транзактного анализа   можно почитать в инете, многое в общении, особенно - в семейных конфликтах, становится сразу понятным ;).

Попытка "научить жизни", объяснить нерадивому читателю=ребенку, как и что надо делать. Общение с позиции "я умный и я знаю - вы нет, но так и быть, я вас научу!" - красная тряпка для таких как я, самостоятельных до кончика ... чего? - да, до любого кончика :)))).
Это как раз тот редкий случай, когда я бываю нетерпимой и в виртуальном мире - ухожу, не читаю, забываю. 

И если перевести на конструктив, то можно сказать так - общаемся на равных в любых случаях, даже когда мы точно знаем, что в чем-то умнее/опытнее/продвинутее и т.п. И статьи пишем с той же позиции "взрослого" обращающегося ко "взрослым" читателям.

9. Много "Я", мало "Мы".
В рукодельном интернете проводится очень много совместных проектов. И обычно каждый участник пишет о таких совместниках в своем блоге. Каждый и по-разному :)).

Кто-то пишет с позиции "много Я" - когда много о себе любимом, мало о других. Кто-то пишет с позиции "мы". И тут дело не в том, что часто используется слово "Я", а именно в особенностях подачи этого самого "Я". Не могу сказать что особое себявыпячиваение меня уж так напрягает... и не напрягает, и восторга большого не вызывает. Моя реакция, как читателя, обычн,о как реакция на назойливую рекламу - переключаюсь :)).

Вообще реклама, продвижение себя - это, конечно, искусство. Но как и любому искусству (мое твердое ИМХО :))) ему можно научиться. И не воспринимать себя прям уж очень всерьез :)).

И еще поделюсь с вами одним психологическим секретиком :):

Если мы пишем статью или пост с какими-то советами или "обучающими моментами" - забываем слова "вы должны", "я вам советую", "делайте так" и активно используем местоимение "МЫ". 

Таким образом, мы встаем на позицию читателя и сами себе (и читателям, конечно) что-то советуем, а может, и указываем - но не только другим, а в том числе и СЕБЕ!

Например, можно сказать: 
"Делайте так и так, и будет вам счастье!", "Лучше делать так!" ,"Вы должны делать так, и тогда...!", "Я вам советую делать так, и тогда все будет круто!"

Или вот так:
"Давайте мы сделаем так, и будет нам счастье!", "Мы сделаем так, и все будет круто!", "А мы с вами сделаем так! :)"

Смысл остался тем же, а восприятие поменялось, потому что в первом примере нам указывали, во втором - предлагали сделать что-то вместе.

Это отличное правило, оно прекрасно работает и при написании текстов, и во время переговоров. Пользуюсь им постоянно, проверить легко :)) Попробуем?

-------------------------------------------------------------

В конце хочу добавить, что данная статья основана только на моих личных выводах и наблюдениях и чуточку - на универских знаниях :)).

К сожалению, в интернете на эту тему нашлось очень мало информации. Поэтому я очень надеюсь, что моя статья будет полезна для вас, мои дорогие читатели :.)
С нетерпением жду ваших комментариев и дополнений!

21 комментарий :

  1. Лена, мне очень интересно с какой целью ВЫ написали эту статью. Очень повеселило словосочетание - "большие индивидуальности",а что бывают маленькие индивидуальности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, статья была написана в рамках Клуба друзей, изначально опубликована в моем блоге, цель - в одной статье собрать ответы на многие вопросы "как писать", которые я получаю по почте. Статья - продолжение цикла статей на тему развития блога.
      То, что вас повеселило словосочетание ))) это и была шутка

      Удалить
  2. Ходила. ходила вокруг этой статьи думала писать или нет коммент. Но ощущение от статьи лично у меня какое то нравоучительное, это не пишите то не делайте в итоге весь смысл статьи ушел на нет. Думала, щас зайду почитаю и будет в статье то о чем я давно думаю, почему же люди показывая хорошую и красивую работу тут же могут послать кого то далеко, думала будет за что зацепиться и всетаки понять эту суть. А тут как-то все в другое русло. Опять про одно и тоже обмусоливание не читаю блог он скучный либо эмоциональный либо не так пишу. Ну я человек и другой человек видим мир по-разному и мысли разные эмоции и все остальное, почему я должна в своем блоге опять подстраиваться под правила и думать о том что кто-то пройдет мимо не будет меня читать. т.к я ему не нравлюсь по каким то соображениям. Да ну и ладно всем нравится не возможно. Обращение по имени меня удивило. А почему я к незнакомому человеку должна обращаться по имени, в процессе переписке возможно, но никак не в первой это элементарно правило этикета. Я например в ужас прихожу. когда мне незнакомые люди пишут на личную почту. Лена, здравствуй ..... Странно, так почему Лена, у меня имя Елена и почему сразу на ТЫ, я может быть женщина лет 50, а мне на ты. Иногда вообще не здороваются пишут Лена я не могу зарегится на сайте. По поводу того, что продавец рассказывает как и чего платить и прочие отношения это нормально, т.к многие клиенты заходя в магазин не читают правил, не читают про оплату скидки и прочее. В результате приходится это писать лично каждому, чтобы не было недоразумений и никто вас ни в чем не подозревает. Это как тоже самое, покупая каждый раз обувь нам продавец проговаривает как ее эксплуатировать и каким кремом пользоваться, вы думаете что он стоит и думает что вы тупой ничего не знаете, да вот делать ему нефиг у него алгоритм процесса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, те примеры, которые вы приводите, вполне правильны и понятны, просто речь в статье идет именно о том, КАК мы обращаемся и даем советы. Ведь в Интернете мы не видим мимики и не слышим интонации, поэтому даже самая безобидная фраза, которую мы могли использовать в реале, может спровоцировать конфликт.
      Кстати, я стараюсь обращаться к своим покупателем по имени (если не указано отчество), но на Вы. Так получается и уважительно, и более личностно.

      Удалить
    2. Елена, сложно комментировать, видимы мы на разных волнах просто мыслим) цель статьи была далеко от нравоучений. Возможно она искажается, если статья рассматривается отдельно вне рамках блога и предыдущих статей.
      По поводу "вы" и имени, я имела ввиду, что мне приятно, когда обращаются на "вы" , ничуть не настаиваю на "ты", хотя иногда мне комфортнее именно на "ты". Но когда общаются только на ВЫ и полностью избегают моего имени... вот об этом была речь

      Удалить
    3. Ах, писала коммент и не сохранился(((
      Напишу еще разок короче - конечно, всем нравится невозможно, мы ж не сахар) хотя и он не всем нравится)) Статья - больше ответ на вопросы, которые я получаю по почте. Возможно вне блога и предыдущих статей инфо и искажается. Но мы и правда все разные, это круто.

      Удалить
    4. Я вот не хотела писать комментарий, но не удержусь :) Мне тоже статья нравоучительной показалась. Вспомнилась статья "Интернет все стерпит? или о грамотности в блогах" от ОСК.
      Ну вот не все люди одаренные гуманитарии с чутьем и талантом к языку! Правильные вещи написаны, НО не хочется мне строить из себя того, кем не являюсь, тратить кучу времени перепроверяя каждое слово.
      А вообще, мне прям жаль гуманитариев :) прям серьезно, бедняжки. Читают тексты и ужасаются, расстраиваются и орфографические ошибки их коробят и стиль изложения (особенно филологи страдают). Физиком проще быть :) действительно, меня может тоже покоробит, если человек основание натурального логарифма не знает. Но к моему счастью в разговоре это редко всплывает :)))
      (ох, чувствую не позитивно у меня получилось, не по правилам :))

      Удалить
  3. Елена, спасибо большое за статью! Когда я ее читала, я в первую очередь думала не о блоге и не о ЯМе. У меня есть очень хорошая и очень близкая подруга, с которой мы очень любим друг друга и хорошо общаемся в реале. Но как только дело доходит до текстовой переписки - все, конфликт... Это меня очень огорчало и удручало, и я не могла понять в чем же дело... В вашей статье я нашла 3 пункта, по которым надо вести работу. Теперь надо придумать, как мудро и ненавязчиво предложить подруге тоже ее прочитать))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Александра) Рада, что пригодилось)

      Удалить
  4. А мне статья понравилась! Иной взгляд, к которому обязательно прислушаюсь)))

    В блоге Лены ещё много всего интересного, давно и с удовольствием его читаю, чего и всем желаю)))

    ОтветитьУдалить
  5. Статья хорошая, много всяких НО (свое мнение имеется), но это не беда чтоб на этом зацикливаться. я предпочитаю только по имени и на "ты"..а эти "вы"- да этикет, но слишком далеко на психологическом уровне)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, все ж мы разные, я радуюсь, когда встречаю другую точку зрения, это делает нашу жизнь ярче.Спасибо)

      Удалить
  6. Большое спасибо редакции Скрап-Клуба за репост и ссылку) очень-очень приятно!!

    ОтветитьУдалить
  7. Елена, спасибо большое за статью!Ненавязчиво, с интересными примерами отражены очень нужные мысли. Есть над чем задуматься! Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
  8. Елена, большое спасибо за статью!!! Мне очень близка тема, и потому я поддерживаю и содержание, и изложение! и автора тоже!!!! За стиль отдельное огромное спасибо! "Вкусно" написано, хорошо!

    ОтветитьУдалить
  9. Тут наверное есть две стороны медали. Кто-то завёл блог в первую очередь для самовыражения, излияния в нём себя. Как дневник. Тогда и вести себя нужно естественно, не следуя особо правилам. А кто-то ведёт свой блог преимущественно для самоутверждения, получения комплиментов и пр. В таком случае конечно же есть смысл следовать разного рода правилам.
    В целом советы не плохие. Уверенна, многим пригодиться. Но о себе скажу: не желаю зажимать себя в тиски!
    А вообще я в сотый раз пишу, что по-моему лучше поменьше морочиться! )) Это для своей же пользы! Какая разница, обратился продавец ко мне по имени или нет? Если соотношение цена/качество хорошее, и всё уважительно - чего обижаться? Вы же не друга ищите, а покупку совершаете! Конечно, по имени лучше наверное.. Но это уж точно не решающий фактор!

    ОтветитьУдалить
  10. А мне статья понравилась. Вполне по существу, точно, и без рассусоливания. Кое-что для себя пометила. Спасибо!

    А что касается следовать статье или нет, тот тут дело каждого. Если человек ведет блог чисто для себя и ему все-равно останется у него кто-то или пройдет мимо, тогда он конечно может писать как хочет. Но если он все-таки продвигает себя, или свой бизнес, то тут хочешь не хочешь, а придется задвигать себя в рамки, стараться писать правильно, и думать о сразу о том, как может отреагировать другой человек, когда будет читать послание. Я например, когда пишу письма клиентам, всегда по 100 раз их перечитываю, убирая, провокационные слова. Ведь все люди разные, и представляют в своей голове совершенно разное, когда читают мой текст. Так что лучше не провоцировать, а написать максимально корректное письмо. :)

    ОтветитьУдалить
  11. Статья актуальна для продавцов - в широком смысле слова (и товара, и себя как бренда). Продавать - это работа, и просто необходимо следовать всяким разным правилам, улыбаться через силу, глотать оскорбления и тд и тп.
    Если ведешь блог просто так - напрягаться не вижу смысла, где же удовольствие? )) Просто надо быть нормальным, хорошим, адекватным человеком по жизни - и люди потянутся! А кому не нравится - проходите мимо, и будет нам всем счастье! )))

    ОтветитьУдалить
  12. Елена, спасибо за статью, очень много применяю сама, а некоторые советы (какие пока не использую)) - обязательно применю - мне они кажутся правильными!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, большое за статью, Лена! Получила ответы на сидящие внутри меня вопросы)) А то иногда прочтешь статью/пост и думаешь, вроде все отлично, работы интересные, человек талантливый и глубокий, а осадок какой-то есть, что-то тревожит, А оказывается все дело в нашем восприятии))

    ОтветитьУдалить