8 февраля 2013 г.

О процессе создания журнала. Все начинается с идеи

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня наш гость, шеф-редактор журнала "Скрапбукинг. Творческий стиль жизни" Анна Михеева рассказывает о рабочем процессе - создании и выпуске номера журнала.
Здесь есть для нас вся исходная информация, как для потенциальных авторов. 
Вам интересно? Мне - очень!


Прежде всего скажу, что процесс создания журнала у нас довольно прозрачный. Я не буду касаться финансовых вопросов, потому что за них в основном отвечаю не я. Речь о редакционном процессе.  
Далее вы прочтете довольно много текста: но дело в том, что тут собраны ответы на самые частые вопросы авторов журнала и тех, кто хочет ими стать и публиковаться.



Все начинается с идеи


…а именно с идеи, чему посвящен конкретный номер. Мы отказались от мысли делать выпуски сезонными, то есть по временам года. С одной стороны, это напрашивалось, а с другой – старые номера, вероятно, не всем будет интересно читать в иные сезоны. Поэтому темой номера становятся стили, темы скрап-работ, и даже есть журналы, полностью занятые Спецпроектами. Тема номера продумывается сильно заранее – в декабре уже размышляем о будущем лете, собираем  любопытные ссылки на работы и авторов, или просто заметки в блогах. Если их достаточно, чтобы «развить» из этого целый номер – так и будет. Темы номеров сверяются с издателем. Конечно, здорово найти тему, которую никто еще не раскрыл; но и классика многим интересна, поэтому можно заново посмотреть на то, что казалось известным (описания стилей, работа с популярными инструментами). Опасно думать, что «вот в этой сфере ничего нового не придумаешь». 
Еще важно то, что журнал ставит одной из главных целей само развитие скрапбукинга как хобби, привлечение новых людей, поэтому часто мы пишем именно для новичков. Скажем, увидев в вышивальном магазине стенд со скрап-материалами, человек может поинтересоваться, зачем это: ему покажут наш журнал, и ему должно быть доступно то, о чем мы пишем. Увлекшись, он купит кое-что из материалов, инструменты и журнал, чтобы узнать, как это применить. Такого «адресата» для журнала мы всегда держим в голове. Но безусловно, есть и более «продвинутые» мастерицы  - хочется, чтобы и им было интересно, они нашли публикации для себя. Правда, это задача посложнее. Тогда мы спрашиваем себя, а что мы хотели бы узнать сами? О чем прочесть? Что нас волнует? Часто ответы лежат на поверхности; актуальных тем пока хватает.

Редакционные этапы 

Временные промежутки делятся для редакции на этапы (учитывайте, что выход журнала – раз в два месяца, если бы режим был раз в месяц, все бы сильно изменилось):
1. Заказ материалов, их ожидание от авторов: 1,5-2 месяца; по мере поступления работ некоторые снимает наша фотограф, в том числе на обложку. Только фотограф может снять именно такой снимок, как задумано – то есть удаленные работы, которые снимают сами авторы, не могут попасть на обложку, это факт. Интересный и волнующий этап: съемка работ и особенно самой обложки! Мы сразу примеряем картинку в верстку и можем переснять, чтобы все идеально встало …
2.  Сбор всех статей, МК и прочих рубрик приблизительно в один запланированный день – литредактор оформляет тексты и называет файлы в едином стиле, чтобы в процессе верстки можно было по одному лишь названию файла понять, откуда он.
3.      Литредактор и шеф-редактор первый раз редактируют все тексты; затем фотографии и готовые тексты отправляются к дизайнеру-верстальщице: она хорошо знает стиль журнала. Проще всего верстать, конечно, традиционные рубрики; сложнее всего – мастер-классы на два разворота, чтобы они не смотрелись монотонно и текст весь поместился. Параллельно все фотографии обрабатываются цветокорректором.  Верстка занимает около месяца. Еще некоторое время занимает доработка: мы ставим картинки товаров; отдаем корректору прочитать на предмет ошибок; все исправления надо внести, показать издателю, прочитать снова полностью каждое слово и тогда – ура! – можно записать качественный pdf-файл, чтобы отправить его в типографию. Но у них свой план, и печатается наш заказ не за один день…

Контакт с авторами

У нас нет постоянной дизайн-команды, как это часто принято в зарубежных журналах. Им это сильно облегчает жизнь: можно запланировать материалы от дизайнеров на год вперед, раздавать материалы по накатанной колее…  Возможно нам так и пришлось бы поступить, если бы журнал выходил каждый месяц… Я вижу, что постоянно появляются новые, интересные скрап-авторы, как статей, так и мастер-классов, и мне хочется охватить их и представить читателям. Это вносит свежесть и оживляет ситуацию. С постоянной командой журнал может «почувствовать усталость», или где-то они могут дать слабину, обстоятельства бывают разные. Кроме того, если тема номера, к примеру, «ретро», то не у дел могут оказаться какие-то из авторов. 
Некоторые авторы у нас публикуются чаще, чем другие: это означает, что они не только хорошо понимают поставленную задачу, но и выполняют ее вовремя, вносят свои предложения по теме, у них удобная система оплаты (частные переводы и выдачу наличных нам делать сложнее, чем безналичный перевод на карту Сбербанка… но эти варианты все-таки возможны). Но и для них нет гарантированного «попадания в следующий номер». Иногда им надо давать отдохнуть.
Еще замечание об оплате: хотя мы просим написать, что дошла оплата, многие все-таки забывают. А кто-то поздновато жалуется, что перевод не появился – мы все проблемы решаем, деньги разыскиваем. Именно поэтому важно теребить шеф-редактора, если какие-то проблемы; помнить, что авторов в каждом «заходе» около двадцати, так что не бойтесь навязчивости, лучше кратко напомнить о себе.
Постоянными у нас являются и некоторые авторы статей – как минимум потому, что сочетание умения писать, знания и опыта в скрапбукинге, адекватности – не так часто встречается. Мне кажется, Ольге Балашовой и Алене Ивановой даже приятно, что они так загружены. Стараемся искать и новых авторов статей – давая им сначала небольшие по объему задания. Смотрим, кто как пишет в блогах: к примеру, Катерина Максимова делает это отлично.

Выбор авторов

Авторы подбираются чаще не по их собственным заявкам (хотя и так бывает тоже, факт), а по «сарафанному радио» - спрашиваем скрап-знакомых, кого они могут посоветовать или у кого видели работы по теме будущего номера (но тема не объявляется публично). Ищем среди блогов, ссылок из них, победителей конкурсов и челленджей, особенно если задание было необычное. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваша заявка не была принята сразу же: вполне может оказаться, что ваш стиль просто не подходит ближайшим темам номеров. И это же означает, что после них мы попытаемся перейти к совершенно другим темам, с большой вероятностью они могут оказаться «вашими». Понятно, что больше всего шансов у тех, кто выработал собственный стиль или нашел удачную идею – в этом варианте мы даже пару раз заказывали мастер-классы по уже опубликованным в блогах работам! Но это редкость, и готовые мастер-классы, которые выложены, мы не берем точно. Даже если озвучиваем просьбу сделать МК по какой-то работе, эту работу нужно снова повторить в этой же технике, но ином дизайне, то есть поработать придется. К тому же «готовые» мастер-классы часто сняты и написаны так, что не удовлетворяют нашим требованиям к ним. Их все равно придется переделывать. Однако, прислать на «готовое» ссылки – полезно, мы увидим, как вы пишете, ваш стиль и грамотность, доступно ли вы излагаете, как вы снимаете. Если все это на высоте, сделать это снова не представит трудности!
E-Mail, если захотите с нами  связаться chief@scrapjournal.ru

Когда заказы поступают к авторам?

Как только утверждается тема номера, уже начинается переписка с мастерицами. Часто это занимает заметное время; мы стараемся дать им максимально возможные сроки (к чести наших авторов, практически все всегда сдают вовремя, молодцы!) для творчества. Правда, бывает пауза летом и на новогодние праздники, когда многие уезжают и не сразу отвечают. Это надо учитывать. Осенние работы можно заказывать уже в мае, пока все не разъехались, ведь барышни в декрете могут уехать на месяц или два. Возникает сложный момент с оплатой: быстро сделав все, активные авторы сдают работу в том же мае, а оплата происходит ближе к моменту верстки, то есть к примеру в сентябре. По возможности, стараемся заказать оплату по факту сдачи, но именно летом бывает, что ожидание растягивается.

Вкладка с купонами и списком розничных точек продаж

Список магазинов берется из оптовой базы компании, у нас нет возможности его проверить, хотя редактор каждый раз что-то дополняет, исправляет, вносит новое из базы (через менеджера, а не сама). Все комментарии, что у нас неправильно указан телефон, название – мы примем и учтем, но в самой базе это исправить могут только менеджеры продаж. Такова специфика вкладки с адресами. Сейчас в ней 500 магазинов, их все больше, и от ошибок в таком объеме фактической информации мы не застрахованы. Все вопросы по оптовой закупке и работе склада мы перенаправляем в нужный отдел.

Время и трудности

Скажу и про то, что авторам очень тяжело ждать и не показывать свои драгоценные работы в блоге: сначала им надо переждать  все редакционные этапы, о которых рассказано выше. А потом только, появившись на складе «Хобби и ты», начинается путешествие экземпляров по розничным магазинам. В конкретные точки он может поступить позже, т.к. сами владельцы делают оптовые заказы в компании по своему графику: он может не совпадать с выходом журнала. А ведь показать что-то в блоге можно, только когда номер выйдет! А точнее, можно показать какой-то маленький кусочек работы и порекламировать свой материал, похвастаться. Что-то информативное, считает издатель, можно показывать только минимум через 2 месяца после выхода номера, ведь читатели платят деньги (а авторы получают гонорар). Таким образом, для нашего примера, если в мае автор сдал работу, а версталась она в сентябре, в октябре была печать, до магазинов «доехал» номер ближе к декабрю… то много и подробно можно написать только в феврале в лучшем случае. Но такова цена публикации в прессе. Глянец, скажем, делается вообще чуть ли не за полгода до выпуска. Утешает, наверное, слава и понимание, что автор добился заметного успеха!

Требования к заказанному мастер-классу и статье

Что касается статей: если вы хорошо знаете тему – вам есть что сказать. Основные требования к авторам – не «лить воду»! Пожалуй, самое ужасное, что может быть – если читаешь абзац и понимаешь, что его спокойно можно вычеркнуть: он не несет никакой информации и написан для объема. В каждой фразе должен быть смысл – пусть это звучит банально.  Если вы хотите быть  автором статей, имеет смысл показать ваши тексты, которые готовы и хороши, на ваш взгляд; а также предложить свежие темы. Объем статьи описывается в количестве знаков с пробелами (в Word это легко проверить). Один разворот статьи – это примерно 5-6 тысяч знаков с пробелами (может быть материал на 2 разворота). У нас есть корректор, чтобы исправить ошибки в тексте, и редактор, чтобы отредактировать текст по стилю: он будет звучать более литературно. Часто нужно подобрать иллюстрации: это означает, что можно спросить разрешения на публикацию девушек в русских блогах, мы укажем автора и блог (но это без оплаты, ведь работа на заказ отсутствует). Картинки из блогов не подходят: нужен исходник фотографии (как было скачано с фотокамеры) либо она в крупном размере – файл около 1 Мб весом.
То же относится и к фото автора либо участника спецпроекта. В основном фото авторов не ставится, поскольку очень трудно добиться от них хорошего качества при печати; в первую очередь проблема в исходниках. К сожалению, мало кто располагает хорошим снимком собственной персоны: не в тени, не на солнце, не на море, не в электрическом теплом свете, который сильно искажает. 80% таких фотографий отбраковывает цветокорректор: проще оказалось не ставить их вообще, чем мучиться с авторами каждый раз, которые уверяют, что «эта самая лучшая», «другой нет» и «мне что, пойти перефотографироваться?».  Мы доверяем нашему цветокорректору: «нет повести печальнее  на свете», чем хорошая, интересная работа, которая снята неправильно и не может пойти в верстку! Если она сказала, что не пойдет, значит так и есть. Картинку часто проще отменить, чем заменять. Или представьте спецпроект, где десять мини-интервью с мастерицами, и у одной нет фотографии? Сразу эффектность теряется! Поэтому совет: хотите, чтобы ваше лицо «засветилось»? Прежде всего имейте наготове качественный портрет! Это не значит, что он должен быть снят в студии. Его можно сделать и дома, и на улице; при рассеянном дневном свете, в обычной одежде (не майке), без бликов и теней, падающих на лицо; с прической не парадной, но и не «с кровати», без собак и детей на руках. Фото на визу не подходит! Лучше улыбнуться и быть естественной! Можно потратить на это полезное дело пару часов, и потом несколько лет использовать хороший портретный снимок.
Что касается требований к мастер-классам, то объем текста «плавает»: он может быть небольшим, и мы поставим в верстке больше фото фрагментов работы; или большим, и мы постараемся найти для него место или заверстать на два разворота. Обычно мы показываем примеры в виде pdf, из них все понятно. Типичный текст состоит из «шагов», блока «Материалы и инструменты» и введения: абзаца, который должен убедить читателя сделать этот мк и сообщить его суть (это вступление можно не писать, литредактор может это сделать).
Фотографии процесса нужно делать только при дневном свете; фоном лучше взять серый или крафт-бумагу, но не белый цвет; коврик надо показывать, только если он действительно нужен по смыслу: обычно макетные коврики темные и пестрят квадратиками. Не нужно кадрировать файлы и не обрабатывать: у нас есть цветокорректор. Лучше всего на фотокамере включить режим макро и максимально возможный размер файла, чтобы качества точно хватило. Отдельная важная часть: снять общий вид готовой работы и крупно интересные фрагменты, причем именно в интерьере, не на белом фоне, и оставить вокруг достаточно много места (этого требует специфика верстки). Не у каждого удаленного автора получается это сразу: кто-то может прислать нам работу (и мы можем ее вернуть, если очень надо) для съемки; кто-то на второй-третий раз добивается нужного кадра. Мы всегда поддерживаем и даем море советов! Мы не имеем возможности каждому автору послать экземпляр журнала; считаю, гонорар вполне включает в себя расходы на его покупку, если в том есть необходимость.
По запросу автора всегда присылаем его публикацию в виде pdf  - вы обязательно увидите, как это сверстали и как это выглядит на страничках! 
Уверяю будущих авторов, что попасть в журнал – не так уж и сложно, зато есть чем гордиться – ведь держать в руках свою публикацию очень приятно! Надеюсь, эта статья ответила на многие вопросы и прояснила процесс создания журнала о любимом нами хобби.


11 комментариев:

  1. Очень интересная и познавательная статья.
    Мне кажется любой мечтает попасть на странички такого знаменитого журнала как ваш! И я не исключение из них)
    Спасибо за подробный рассказ и под черпнула много интересного и нового для себя!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое за статью: цепляет, удивляет, вдохновляет! а сколько секретов "кухни"!!! теперь с еще большим интересом читать буду!)

    ОтветитьУдалить
  3. уф, как всё сложно )))) ну зато тем, кто мечтает о славе, есть над чем задуматься и над чем поработать )))
    работникам журнала - отдельный респект! я 4-хполосник черно-белый - газету - с нуля составляла и редактировала и верстала одна - ежемесячно и за "бесплатно! - меня хватило всего на год )))
    удачи вам и процветания! и благодарных авторов и читателей!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Люблю этот журнал! Аня, спасибо за подробный рассказ об издательском закулисье.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за интересную статью! С большим удовольствием почитала, как у вас все устроено) Сама работаю верстальщиком в крупном издательстве и представляю себе весь редакционно-издательский процесс. С удовольствием заглянула на чужую "кухню")

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, - так интересно всё узнать! Могу добавить, что мне нравится не только полиграфическое и "верстальное" качество журнала (теперь понимаю, почему! ), но и его особая душевная атмосфера, которая заключается (в том числе) в нестандартных статьях и интервью, когда даже "знакомые лица" раскрываются в совершенно новом качестве. Практическая ценность рубрик "Актуальная тема", "Спецпроект", "Мастер-Класс", "Скетчи", "Конкурс" настолько привлекает, так что я бы не сказала, что журнал для новичков - он, действительно, создан для всех! Желаю вашей команде успехов и новых интересных находок для публикаций :)

    ОтветитьУдалить
  7. очень нужная и полезная статья!) спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  8. Было очень интересно узнать подробности создания журнала - вот как все крутится и вертится! Благодарю Анну и Марину за такую замечательную статью

    ОтветитьУдалить
  9. Замечательная статья!
    Спасибо Анна, за подробный, интересный рассказ о создании журнала. Я работала какое-то время в еженедельной газете, скажу, что это совершенно разные миры. Хотя та же работа корректоров, редакторов, журналистов (авторов), и верстка до 20.00, и сдача в печать в 22.00... круговерть!... А вспоминать приятно)))
    Ваш журнал очень нравится. С удовольствием его читаю, и нахожу для себя что-то новенькое! Удачи!

    ОтветитьУдалить
  10. я подозревала что сложно всё, но что настолько))))
    рада была прочесть "кухню" моего любимого журнала!
    эх, и отчего я не пошла на журфак)))

    ОтветитьУдалить