Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника, дизайнера. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Существует несколько правил композиции, которых следует придерживаться, выполняя свою работу. В этой статье я рассмотрю лишь несколько основных. но стоит помнить, что кроме правил существуют различные композиционные приемы, такие как ритм, статика, динамика, контрасты и нюансы, которые мы, возможно, рассмотрим подробно в следующей статье.
1. Контраст:
(Работа Елены_П.)
Как привлечь внимание зрителя к вашей работе? В работе должен быть контраст:
Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
2. Размещение:
(Работа Deizee)
Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.
3. Равновесие:
(Работа Юлии Заики)
Объекты, расположенные в разных частях работы, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
4. Золотое сечение:
Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения центра композиции — примерно 1/3 от горизонтального или вертикального края работы. Расположение центральных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
5. Диагонали:
(Работа Tanya_Flower)
Один из самых эффективных композиционных премов — это диагональная композиция.
Суть её очень проста:центральный объект открытки или странички мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.
Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю композицию.
6. Формат:
(Работа Katrina)
Если вы выбираете вертикальный формат для открытки, то его можно поддержать вертикальными линиями, а если горизонтальный, то - горизонтальными.
7. Направление:
(Работа Katrina)
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и композицию. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и центр композиции как бы движутся навстречу друг другу.
При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
8. Цветовое пятно:
(Работа Ксении)
Если в одной части работы присутствует пятно яркого цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или другой деталью композиции (надпись, или, как в этом случае, бабочка).
9. Движение в кадре:
(Работа O'skr)
Если вы используете в работе фото с человеком или животным, либо в открытке картинку с птицами или бабочками, то располагайте картинку таким образом, чтобы перед лицом объекта оставалось больше места, чем за его спиной, что бы было ощущение что объект входит в композицию, а не выходит из нее.
Ну вот на сегодня все! Всем желаю успехов в творчестве и вдохновенных работ!
Спасибо!!! Для меня, как для начинающей, ОЧЕНЬ полезная статья!!!
ОтветитьУдалитьАня! Суперская статья, подробна и профессиональная! Огромное спасибо! Мне особенно понравилась часть о Золотом сечении. Очень доступно изложено.
ОтветитьУдалитьАнечка, спасибо за такую доступную и важную информацию! Будем ждать следующих публикаций!
ОтветитьУдалитьДля начинающих, самое то:)
ОтветитьУдалитьСпасибо!:)
Спасибо за статью! Интуитивно где-то эти моменты понимаешь, но сколько времени уходит :) А тут все по полочкам разобрано.
ОтветитьУдалить