8 августа 2011 г.

Скраплифтинг, плагиат, вдохновение

Добрый день, дорогие девушки! Надеюсь, что кто-то из вас уже вернулся из отпуска и заглядывает в наш клуб. Специально для вас статья о нашего дизайнера Ksusha-Hit.
"Немного теории :-)


Скраплифтинг(scraplifting) –это полное или частичное копирование идеи, дизайна,техники исполнения любого скрап-объекта, который был создан другим мастером-дизайнером. Сюда же отнесем кейсинг– ( англ. CASE – Сopy And Steal Everything –скопировать и украсть все-все полностью)

Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением аторско-правового законодательства и патентного законодательства ,и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность.

Вдохновение- положительно окрашенная эмоция,состояние воодушевления, а также, под влиянием этого настроения, желание и совершение активных действий по достижению определённых целей.

С чего начинается скрап? Как правило,с вдохновения от увиденной работы:взяла в руки или просто глянула,почувствовала тепло и энергетический посыл мастерицы и поняла-я хочу это делать,хочу пробовать,скрапить,творить…. Потом приходит вопрос как? С чего начать? И начинаются бесчисленные путешествия по блогам и дневникам скрап-мастериц,известных и не очень,опытных и новичков, всяких разных. Начинается рассматривание и запоминание деталек, изучение техник, знакомство с материалами, фирмами производителями, скрап-магазинчиками и пр. Потом покупки-покупки, и с ними наполнение ящичков –коробочек всем в подряд подручным-тегами-бирками, веревочками, брошками, тесемочками, пуговками, кружевами и прочим несметным богатством ))) И тут начинается самое интересное: первые работы.

Очень часто опытные и старшие мастерицы советуют начинать с лифтинга.Чтобы научится приемам и техникам, чтобы чувствовать композицию и т.д. Но есть и другой совет: искать себя, искать свой стиль, свои нотки-изюминки-фишки . Вдохновляться работой другой скрап-леди, получить настрой и энергию для создания своего авторского шедевра.

Вы вдохновились,но не слифтили если:
·         просто впечатлились палитрой
·         использовали в работе такой же  материал(«Ой,у меня же есть лист из этой коллекции,пойду –ка я сотворю открытку!»)
·         передали в своей работе настроение и посыл работы-оригинала.
·         важно Ваше ощущение,ведь настоящее удовольствие получаешь от своей работы,от полета своей фантазии и от своих экспериментов.

Однозначный лифтинг это:
  • Абсолютный повтор  расположения всех элементов(скетч)
  • Использование оригинальной  техники дизайнера(переплет,состаривание ,форма открытки,и пр.)
  • Повтор сочетания элементов ,материала и украшений(более 3 повторов в одной работе)
  • Одинаковый слово в слово журналлинг
  • Копирование идеи для фотосессии , определенной  комбинаций фотографий
 Но скрап-плагиат это не есть абсолютное зло) Есть и плюсы,ведь как ни крути он экономит время,он позволяет расслабиться и творить не напрягаясь в выдумке, позволяет набить руку новичкам и отработать сложные приемы и техники
.
В скрапе, как и абсолютно всюду, важен этикетхороший тон и уважение к чужому творчеству.
Всегда указывайте источник вашего вдохновения, давайте прямые активные ссылки на работы, мастер-классы, указывайте имена мастериц , чьи работы впечатлили Вас. Можно в комментариях попросить разрешения у мастерицы на лифтинг ее работы или авторской фишки. Скопированные работы не имеют права участвовать в конкурсах, проектах, челенджах, так же они не подлежат публикации в интернете и в бумажных издательствах.

Оглянитесь вокруг! Вдохновение-оно повсюду-в сонной улыбке ребенка, в поцелуе мужа, в шуме ветра за окном, творите и вдохновляйте  окружающих своим творчеством)
Удачи)"

19 комментариев :

  1. какая интересная тема!!!
    я к лифтингу отношусь крайне положительно!
    частенько у меня спрашивают разрешения на лифтинг той или иной работы- и в таком случае я с удовольствием разрешаю лифтить , а затем любуюсь результатом!
    я тоже придерживаюсь той точки зрения-что для новичков это выход!
    но сама когда начинала-как раз таки лифтинга избегала, так как считала, что тогда я не получу узнаваемого.авторского стиля!....

    ОтветитьУдалить
  2. И я с осторожностью отношусь к лифтингу и стараюсь, даже в яркой идее, перенесенной в свои работы, указать пусть не автора, но того, у кого я ее увидела. Вообще хочется творить в индивидуальном стиле! Пусть направлений будет несколько но они будут ассоциироваться со мной! Но это не просто. Ведь художников много и техник известных тоже! Спасибо за актуальную статью :)

    ОтветитьУдалить
  3. Я из новичков, и тема лифтинга для меня очень актуальна и очень во время я её увидела, нашла ответы на свои вопросы. Хорошая статья.

    ОтветитьУдалить
  4. Отличная статья! Люблю когда все по полочкам расставлено...Но вы забыли у помянуть такой деликатный момент, что вдохновение, которое действительно повсюду, при этом витает в воздухе и может натолкнуть на абсолютно одинаковую мысль совершенно разных художников... Как часто что-то придумаешь, до чего-то дойдешь своим умом, радуешься, что придумала что-то уникальное и бац, облом, тебе сказали, что такое уже есть у N... и что делать?? Указывать N, как источник вдохновения что ли?? А то ведь обидится))) А мне не обидно ли...
    К слову сказать я всегда, даже если только вдохновилась, а не слифтила, указываю источник ..

    ОтветитьУдалить
  5. А у меня так получается, что если я и хочу слифтить/скопировать какую-то ооочень понравившуюся мне работу, в итоге получается совсем-совсем другое творение :)), но я тоже стараюсь указывать автора всегда, другое дело,что на сохраненных картинках в компе не всегда есть подписи, а за давностью лет уже и не помнишь чья это была работа..
    Эта тема очень актуальна в последнее время..Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за статью ! К лифтингу никак не отношусь,никогда даже мысли не возникало что-то скопировать. Зато люблю подробные МК , но элементы все равно свои использую,не те,что предлагаются в МК . Может,я просто отстаю от жизни,есть же специальные блоги и задания по лифтингу.

    ОтветитьУдалить
  7. Как провести границу между плагиатом и собственной идеей, если, к примеру, прокатился по сети некий МК, соответственно появились десятки работ с его использованием? Или там "три цветочка и завиток", повторяющиеся в разных работах - считаются ли плагиатом, учитывая то, что эти готовые элементы доступны в продаже всем мастерицам и собрать три штуки в кучу - совсем не сложная задача?

    ОтветитьУдалить
  8. я как дизайнер( уже бывший правда) проекта Скрап Лифтинг, от себя могу сказать, что лифтинг - очень сложная и неоднозначная штука. По началу, кажется, что может быть проще, чем сделать тоже самое - а-нет, потом создается ощущение,что ты делаешь что-то не то..а потом и вовсе не понимаешь, зачем тот или иной элемент на открытке...
    Плагиат - это другое. Но, его почти всегда можно списать на лифтинг(( что обидно...потому что в любом случае - это не твоя работа!

    ОтветитьУдалить
  9. Повторять мне сложно. Во-первых, не все материалы есть, что на оригинале. Во-вторых, так и тянет что-то изменить, чтобы отличаться...
    Статья очень понравилась. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо всем за комменты,приятен ваш интерес,просто тема такая тонкая что ли....но важная.
    Taia,дело ведь не в "трех цветочках и завитке" -я понимаю вашу мысль,дело в нежелании фантазировать ,работать и творить.Ведь кругом лифт и копирайт,одна работа участвует в 10 задании-где тут вдохновение и эмоциональный посыл(хоть это не про лифтинг) смотреть и читать,комментировать все это неинтересно и не хочется!Зачем повторять? Если нужно покрутить-повертеть и сваять по-своему!В этом дело!

    А скраплифтинг по заданию-да дело сложное. Я сама несколько раз бралась за лифтиг для участия в конкурсе-не получалось!Сложно!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за статью. Если я правильно поняла, то МК - это не лифтинг? По сути многое повторяешь, разница только в наличии материалов. Очень сложно разобраться. И еще, про вдохновение. Я тоже как начинающий смотрю много работ мастериц и запоминаю приемы или детали. И бывает их делаю, но уже немного по своему. Это тоже лифтинг?Получается, что по сути так или иначе мы все "лифтим", потому что все уже кто-то когда-то делал.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за статью, давно думала по этому вопросу. Узнала для себя новое- лифтинговая работа не может участвовать в конкурсах. Это касается работ, полностью скопированных?
    Думаю многие этого не знают. Ведь если конкурс на лифтинг, то работу можно встретить и в других конкурсах.
    Я порой использую понравившиеся приемы в своих работах, полностью пока не получалось. Это очень сложно, не просто скопировать работу, а передать идею автора как свою собственную, почувствовать ее что ли.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за статью очень полезная!
    А что насчет продажи или лифтинга на заказ, вы об этом не упомянули. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  14. я бы только побольше добавила про разницу между лифтингом и скрап-плагиатом, имхо многие новички пугаются лифтить, т.к. думают, что их обвинят в плагиате)
    плагиат имхо - целенаправленное копирование с целью извлечения выгоды, в большинстве случаев материальной
    про такое частенько в последнее время писала august4

    ОтветитьУдалить
  15. Galina,"Если я правильно поняла, то МК - это не лифтинг?"В каком смысле? Если вы делаете работу по какому-нить МК вы обязаны дать прямую ссылку на автора МК,и все.

    Veda, я думала про продажу и заказы. С моей точки зрения продавать вас-таки нельзя.Заказ -не знаю))) Неоднозначно тут все и нюансов много,но суть одна-соблюдение авторского права и взаимная вежливость))

    ОтветитьУдалить
  16. статья хорошая :) про плагиат мало сказано. Согласна с Женей - чистой воды плагиат, это когда без разрешения фото рукодельницы выкладывают на чужом сайте и выдают это за своё (т.е. даже не делают такое же самостоятельно!).
    Насчёт того, что лифтингу нельзя в заданиях участвовать - впервые читаю об этом. Я участвовала, мне не написали, что нельзя с ним участвовать. А вообще лифтила только по заданиям, специально каких-то мастериц не спрашивала полифтить, как-то не приходило в голову.
    МК не считаю лифтингом :) просто мастер обучает ругих мастеров тем навыкам и умениям, которые у него хорошо получаются.

    ОтветитьУдалить
  17. Пост хорош уже тем, что поднимает такую деликатную тему. Порой слифтить работу - целое искусство. И для новичков это действительно выход. Сама я лифтить не умею....Какую-то фишку использовать - это да)Про плагиат сказали мало: меня всегда удручает, что наши весьма известные мастерицы берут идеи у заграничных мастеров и потом пишут о них, как о своих((( Это неприятно...от новичка - еще ладно, а вот от тех, кто задает тон....фубяка ...

    ОтветитьУдалить
  18. А ссылка на автора - битая :(. Хотела к ней заглянуть - и не получилось.

    ОтветитьУдалить