29 мая 2017 г.

И снова о Портфолио для школьников

Нынче тема "Портфолио для школьника" стала для меня особенно актуальной в связи с тем, что я в третий раз исполняю роль мамы, ребенок которой ходит в первый класс. Времена меняются. И за 12 лет, прошедших со времени моего "последнего первого класса", похоже, что кто-то в Минобре (Министерство образования) не на шутку увлекся скрапбукингом. Да так, что правила составления портфолио преподают теперь в педагогических вузах (!), а учителя начальных классов настолько умеют вдохновить мамочек, что те, выпучив глаза, судорожно начинают выполнять волю Минобра и мастерить Портфолио, тихо начиная ненавидеть скрапбукинг, а заодно идейных вдохновителей. И вот зря!! Классные руководители тут совершенно ни при чем, они просто выполняют свою работу. Это надо понимать и подходить к Портфолио без фанатизма.

Я отбросила свой фанатизм куда подальше, выдохнула, приводя в порядок взбесившиеся нервы, и решила: "Портфолио неизбежно, через неделю ребенку предстоит по нему трехминутное выступление, поэтому делать его мне придется. Но раз все настолько неизбежно, так пусть в ход идут все оставшиеся от разных наборов листы. Да!!! И обложка будет не иначе, как из обоев! Никакой ткани!!"

В работе использовала переплетный картон 1,8 мм, бумагу из коллекции "Ботаника", карточки для альбомов "Портфолио", деревянные пуговицы, брадс, вырубку.

И началось в деревне лето.
Сначала купила пластиковую папку с 20-ю прозрачными вкладышами, обклеила ее 1,8-мм картоном и обтянула обоями, задекорировала крышки.




Сделала крепление на брадсах и резинке.



Внутри крышку оклеила скрап-бумагой. И принялась за печать карточек для разделов.
А по указу Минобра разделы должны быть такими:
- Мое имя
- Моя семья
- Мой город
- Мои друзья
- Мои увлечения (хобби, доп.занятия)
- Моя учеба (обязательно вырезки из тетрадей,  какие-то рабочие материалы, результаты экспериментов, контрольных и итоговых работ)
- Мои достижения (грамоты, сертификаты)
- Мое творчество  (рисунки, творческие работы)

Определившись с направлениями деятельности,  стала разбирать бумажки, накопленные за первый год учебы. Много место освободилась в шкафчике))).

"Мое имя": сделала распечатку о происхождении имени в виде тэга и спрятала под фотографию.
"Моя семья": распечатала фотографии и подписала всех сама.  Жаль мне ребенка, уработанные  дети к концу учебного года.




В "семью" еще добавила рисунок дочери из детского сада. Воспитатель уже подписала, кто где.


Решила добавить раздел "Мой питомец" и посвятить его нашему рыжему коту.


Раздел "Мои друзья" предварительно согласовала с дочерью, нашла и распечатала фотографии.


Раздел "Мой город". Обратите внимание, как подобрана бумага...  А и ладно! Зато с небом сочетается голубым цветом. Такое встретишь очень редко, но я ничего не могла с собой поделать, понимая, что это только начало.


Раздел "Мои увлечения" - я его переименовала в "Мой мир", здесь обозначены все доп.занятия,


и то, что дочери нравится делать


Занятия английским обозначены одной из страниц рабочего учебника. И еще нашла график  распределения недельной занятости ребенка!!! Его она сделала  сама в качестве дом.задания по английскому.


В "Моем творчестве" разместила пару рисунков и открытки, которые она сама сделала.


"Моя учеба" - самый большой, важный раздел и основа Портфолио, как я поняла.


Здесь разместила фото разных школьных мероприятий. Но вот писать свои впечатления о них, как просил Минобр, ребенок отказался наотрез. Наверное, просто недорос до понимания важности журналинга в скрапбукинге :)



Далее пошли вырезки из тетрадей, прописей и итоги работ





Нашла фотографии стенгазет класса. Еще бы не найти!! Со светящимися домиками сама же делала, всю валерианку в доме извела.


Настало время описания экспериментов. Листы экспериментатора с описанием наблюдения за ростом сфотографировала, уменьшила, распечатала и вклеила. Заметьте, фотографии растений сделаны ночью))). Бешеные родители - что поделать!


Тут я немного переставила листы, и начался раздел "Мои достижения". Дочь не помнила, за что у нее дипломы и грамоты. Хорошо, что у меня куча аккаунтов. Что-то в блоггере нашла, что-то на ФБ. Извлекла фотографии и распечатала работы, за которые получали грамоты. Теперь помнить будут все! На фото справа - момент вручения первого Диплома и работа для него. Понятно, кто ее делал. Опять же, куда деваться, если воспитатели сильно просили, а делать никто не хотел. Я же понимаю, что им квалификацию подтверждать надо. Вот и "наскрапбучил" 3-хлетний ребенок новогодний конверт формата А3 с письмом от Деда Мороза.



Прямо на диплом клеила все факты. С обратной стороны. "Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус," - грубовато, но ведь от души!



... Шел третий день работы над Портфолио. Искать фотографии на все дипломы сил не было, да и многие рисунки я не видела сама. А какие-то дипломы давались просто так, за участие в концерте, например, на отдыхе в отеле.


Тут  есть фото моей дочери за работой.






А здесь - рисунок и фотоотчет о вручении награды.


Здесь опять вместе наскрапбучили по просьбе воспитателей, стали лауреатами Всероссийского конкурса. А что ж не стать-то?! Формат ведь А3, не какой-то вам 15х15 см или 25х25 см!!
Я вообще, думаю, что А3 - волшебный формат, с ним всегда работа выигрывает.



На последней страничке очень захотелось показать сцену из домашней театральной постановки  в день рождения дочери и наш  самодельный входной билет на спектакль.


Сделала портфолио, еле закрыла его. И вдруг с ужасом осознаю: вход в файлы оказался снизу! И все будет высыпаться, если держать портфолио вертикально.  Приняла валерианку, распотрошила файлы, отодрала их прямо с полоской пластика - хороший клей был! Вставила картон вместо корешка, заклеила тканью, сделала перфорацию, да и пришила все на красивый шнур. А ведь мне еще дочку нужно на трехминутную презентацию натренировать.
Чувствую, одной валерианкой не обойдусь!
Слава Минобру!

P.S. К созданию Портфолио, на мой взгляд,  ребенок должен подходить осознанно, лет в 13-14. По сути - это полноценный скрап-альбом.  И не все его могут осилить.  А вы как думаете?

20 комментариев :

  1. очень необычная идея! надо взять на заметку. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Я думаю они и во все не нужны. Хорошо, что у нас в школе такой фигней не страдают.

    ОтветитьУдалить
  3. Поддерживаю Галину из коммента выше :)))
    Я тоже думаю они не нужны и хорошо, что у нас в школе такой фигней не страдают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Среди нас столько единомышленников! Даешь петицию против портфолио!

      Удалить
  4. Мне нравится результат! По тому, что старший сын вырос и ему НИГДЕ эта штука не понадобилась, делаю вывод, что снова перегиб(( Однако, младшие с огромным удовольствием разглядывали портфолио старшего))) Да и он сам с интересом подглядывал;-) У дочки, в творческом лицее за 4 года тема портфолио не звучала ни разу, а вот у младшего - требуют. Родительский комитет тупо закупил готовые папки)))) И на том спасибо - внутри уже я отрывалась сама) Но! Зато у них еще есть "Тетрадь по самооценке" - вот это капец! Да еще и заполнять требуют(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, как память о школе-да! Но как предмет очень нужный для поступления в ВУЗ -три ха-ха! учителя жалуются на нагрузку и она очень большая, но заниматься такими не нужными вещами приходится.
      Тетрадь самооценки? Что это? Хоть расскажи нам от какого чуда мы избавлены.

      Удалить
    2. Галина, у нас эти все задания по самооценке входили в портфолио с 1-4 классы (каждый год был новый журнал). Там после каждой четверти надо было какую-то шкалу рисовать(квадратики закрашивать), на сколько ты получил знания по тому или иному предмету. Сын уже под конец от балды все рисовал лишь бы отстали! В общем, минобру заняться нечем, видимо, как эти портфолио разрабатывать и выпускать!

      Удалить
    3. Мне, оказывается, повезло! Не требовали тетради самооценки. Хотя, подозреваю, что имеющаяся тетрадь самоподготовки еще даст о себе знать.

      Удалить
  5. Ох уж это портфолио!)))) Сколько кровушки ОНО мне выпило в начальной школе сына! С 1-го по 4-й класс портфолио нам закупали в виде журнала с заданиями, готоывми страничками, только вклеивать фото и записывать результаты. Сына это жутко раздражало, да и нас с мужем тоже. В пятом классе тоже обязали купить, вытребовали по 400 рублей, купили всем...Когда я ЭТО увидела, мне стало и обидно, но и полегчало))) Это была обычная папка на кольцах с файлами и несколько разделителей. "Да я бы и сама такое сделала за бесплатно!" - воскликнула я! А облегчение, потому что он напихал туда целую кучу дипломов своих за плавание, да пару фоток, и никаких "домомучений" с заполнением "анкеты" )))) В общем, так же считаю, что это потфолио только отвлекать детей от учебы, никому оно не нужно...
    А скрапбук автора просто класс! Было бы у моего сына желание так сделать, сделали бы;))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нина! Вот и я была по той же причине против покупных папок. Лучше - ничего, чем из канцтоваров.

      Удалить
  6. Елена, титанический труд, особенно в конце - это ж надо столько валерьянки выпить! У нас тоже надо было сделать портфолио, родители скинулись на готовые папки и листы, докладов никто не делал.
    А вообще мне кажется на определенном этапе жизни это будет интересно - мне было интересно разглядывать свои рисунки, грамоты, дипломы нажитые "непосильным" трудом в садике и школе)))) мама сохранила! Как то так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ведь дипломы-грамоты все мамы хранят, низкий им поклон за это!
      Напрягает дурацкий подход с докладами и обязаловка.
      Надеюсь, пригодится дочечке, когда спросят "А чем занимается твоя мама?". Расскажет в красках)

      Удалить
  7. Мама молодец!
    А для меня, несведущей, Минобр звучит как Миноборона)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почти так и есть)) держит оборону под натиском родителей, не сдается)

      Удалить
  8. Мы с первым тоже портфолио начали, да так и не закончили. Кстати, его так никто и не спросил(. Сын уже в 11 перешел. Вот скоро второй в школу отправиться, как там будет не знаю. А минобр точно с ума сходит, не знают уже, что придумать. У нас недавно все садики шины выкапывали с участков, ибо они выделяют в землю вредные вещества. Это руководство вспомнило, что год экологии же, надо плюсик себе поставить. Самое обидное, что мы эти шины сначала покрасили за свой счет, а потом пришло распоряжение-всё убрать. Местные жители радостно подхватили свежепокрашенные шины и вкопали во дворах. Там за экологию пока никто не брался).

    ОтветитьУдалить
  9. В этом году столкнулась с понятием Портфолио старшеклассника. Сказала спасибо министерству образования 17-летней давности. В моей школьной жизни этого не было - и слава Богу! Делала племяннице. Хорошо, что у них правила помягче, и разделов было всего три. ну и внутренности (тетради-грамоты) мне собирать не пришлось... Так что для меня это прошло, как сделать разделители в блокнот размера А4)))) Но в следующем году старший сын пойдет в первый класс, и меня заранее прошибает пот........

    ОтветитьУдалить
  10. Труд конечно титанический!как можно управиться за 3 дня?:) А нам в садике сказали делать, но я особо не прягаюсь, делаю как скрап странички и вставляю:) пока так)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично, у вас все без стресса пройдет, если все происходит планомерно, страничка за страничкой.

      Удалить