2 февраля 2015 г.

Многоканальность и интимность. Несколько соображений о Project Life

Добрый день, дорогие друзья!

Мы, как и многие другие блоги и скрапперы, с увлечением наблюдаем процессы развития скрапбукинга и околоскраповых направлений хобби. Сегодня в визире снова Project Life -  давайте еще раз пристально на него посмотрим. 

Почти два года назад Наталья - Dora очень взвешенно подошла к этой теме и попыталась расставить точки над "и": Project Life: за и против.
За прошедшее время  Project Life прочно укрепился на скрап-пространстве. Как минимум, в блогах "Творческая мастерская Memuaris" и "Cовушка Славия" 2014 год был посвящен этому проекту.
2015-тый, вероятно, тоже не станет исключение, т.к. Project Life завоевывает новых сторонников и новое пространство. Но вопросы остаются... или возникают новые. 

У нас в гостях - добрый друг ОСК, Катя - kalitka-v-leto, которую, кроме всего, отличают любознательность и философский подход к скрапбукингу. Слово - Кате.
* * *
Многоканальность скрап-проектов обеспечивает интимность пережитого. Вот таков мой тезис, по поводу которого хотелось бы испросить чужого мнения.



Что значит интимность пережитого? Это значит, что воспоминания обладают разной степенью интимности. 
  • Одни события, мысли и чувства абсолютно нейтральны и могут быть обнародованы публично. Автор не будет испытывать чувство дискомфорта от того, что они станут известны другим людям. Например, фото "мой завтрак сегодня" или рассказ о любимом коте относятся к таким нейтральным воспоминаниям.
  • Другой пласт воспоминаний связан с личными переживаниями или фактами биографии, которые хоть и не составляют большой тайны, но все-таки относятся к личному пространству скрапбукера. Например, личное фото или информация о месте работы, адрес, имя ребенка и т.д. 
  • И третий пласт информации, а соответственно и воспоминаний, связан с абсолютно интимными переживаниями или тайнами, о которых никогда не говорится вслух, а тем более в чужом кругу. 
У каждого человека эти границы личного пространства проложены по-своему, но они всегда есть. Любой из этих пластов воспоминаний может быть заскраплен. Какой из них, будет зависеть от цели выбранного проекта и его целевой аудитории. Мне, в связи с этим, вспомнился замечательный альбом Елены Виноградовой, который был посвящен ее разводу и я уверена, что выбранная тема или, правильнее сказать, повод к созданию этого альбома многих шокировал. Казалось бы, - это личное...

Что я понимаю под многоканальностью? Многоканальность - это наличие множества разноплановых проектов. 
Творческий человек, как правило, распираем своими идеями, а потому вовлекаем в разноплановые творческие проекты, т.е., проекты, отличные друг от друга по техникам и технологиям, по материалам и сферам применения, по форматам и функциям, по идеям и посылам и т.д. Он как будто настраивается то на один, то на другой "канал".
Некоторые скрапбукеры отличаются высокой многоканальностью. Они работают над большим количеством разноплановых проектов, у каждого из которых своя функция, своя "аудитория", свой материал и т.д. Другие тяготеют к тому, чтобы сконцентрировать свои цели и стремления на одном-двух проектах, комбинируя и экспериментируя в заданных рамках.

Почему же многоканальность обеспечивает интимность пережитого? Потому что каждый канал представляет собой четко продуманный и структурированный проект, для которого заранее очерчены границы и определена целевая аудитория. 
Если вы делаете альбом про посещения музея, то вы ведь не будете вставлять туда фотографии о пикнике или рассказ о поездке к бабушке. Это ограничение по содержанию и моменту времени. 
Если вы в личном смэшбуке пишите о тяжелых личных переживаниях, то вряд ли будете показывать его своим родителям или детям. Похожая ситуация возникает, когда на фоне вас в нижнем белье ребенок начинает делать что-то уморительное/ интересное/ новое, а ваш муж хватается за видеокамеру. Исторический момент запечатлен, но из-за вашего неглиже он так и останется в личном архиве. Это ограничение по аудитории. 
Поэтому с точки зрения степени интимности воспоминаний легче и эффективнее вести несколько разных проектов. Всегда найдется то, что хочется сохранить исключительно для себя, а что показать другим.

Вы спросите, в чем же проблема? Проблемы нет, есть сложность. Мы стремимся к экономии ресурсов (времени, сил и денег) при одновременном стремлении к множественности решаемых задач (например, количество испробованных техник, материалов, идей, сфер применения и т.д.). Это значит, что мы беремся только за те проекты, которые удовлетворяют большему количеству наших требований. Поэтому многие популярные проекты по своей задумке представляют из себя "два/ три и т.д. в одном". Таким универсальным проектом является, например, и Project Life. Он позволяет сохранить те воспоминания и мысли, которые обычно попадают в фотоальбом,..
источник
...дневник...
источник
...или даже арт-журнал. 

источник
И хотя никто не запрещает заниматься всеми этими проектами отдельно, но на практике получается, что мы ограничиваемся ведением только проджект лайф или наоборот забрасываем его в пользу отдельных малых проектов.

Можем ли мы действительно отказаться от других проектов в пользу Project Life, если вернуться к вопросу о степени интимности воспоминаний? Работает ли какая-то внутренняя цензура, если учесть, что проджект лайф могут читать ваши дети, родители или друзья? И если работает, то как и на что? Проджект лайф - это "причесанная" история или действительно летопись жизни? Какие проджект лайф вам интересны?
Катя - kalitka-v-leto

19 комментариев :

  1. Интересная тема :)
    Согласна что ПЛ это что-то более личное, чем просто страп странички. Когда я скрапила лето в формате ПЛ мне было неловко выкладывать эти странички в блоге, всё -таки ПЛ это более жизненные и менее "причесанные" фотки, личные журналинги. Но даже если не выкладывать в блоге, я все-равно не пишу слишком личные журналинги и не использую слишком личные фотографии, потому что знаю, что альбом могут посмотреть друзья или родственники :) По моему в альбомы все- таки должно попадать то что ты готов показать :) А все самое личное остается для дневниковых записей/арт журналов.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с Аней , этот альбом могут посмотреть , кто угодно друзья, родственники и знакомые, но в первую очередь это для себя, для детей , думаю будет интересно через лет пять открыть и посмотреть , что было, ведь очень многое забывается, когда родилась дочь у меня не было времени или мне было не охота записывать в дневник ее развитие , что происходит вокруг, начала писать с третьего месяца и когда я решила записать первые два , ей было ок около 4 месяцев, я уже не помнила!!!! и не знала что написать, написала по событиям, но это уже не то)))

    ОтветитьУдалить
  3. Хм, а я свой ПЛ даже не планирую показывать друзьям. Он для меня и моей семьи. Его могу показать ну маме и сестре, конечно же сыновья смогут его почитать, он ведь о них. А друзьям думаю интереснее смотреть миники и странички.
    А в блоге я показываю те недели где достаточно нейтральная информация, и в таком разрешении что прочесть сможет не каждый.

    ОтветитьУдалить
  4. В прошлом году по причине "интимности" я не стала вести этот проект, в этом году планирую, но без демонстрации у себя в блоге. Когда-нибудь потомки посмотрят)))

    ОтветитьУдалить
  5. У каждого своя степень интимности, также как и представление о личном пространстве. И естественно, внутренний цензор у каждого с разной степенью жесткости работает. Даже если мы это не всегда осознаем. А еще такая вещь как компромисс с цензором имеет место быть. Это не плохо и не хорошо, это просто есть)

    ОтветитьУдалить
  6. Я нашла свой стиль Project Life - это сохранение всех ярких событий, интересных детских рисунков и просто красивых фотографий. Я делаю записи в таком виде, в котором их можно будет читать детям, родственникам и друзьям. Можно сказать, что слегка фильтрую. Но так как у Project Life есть еще и просто тетрадка-дневник, куда по горячим следам записываются все эмоции (почти) и истории, то я могу позволить себе фильтровать. Project 365 у меня своего рода фотоальбом для друзей и родственников, который можно посмотреть на досуге.

    ОтветитьУдалить
  7. Отличная статья! Как раз на прошлом эфире мы тоже задели вопросы относительно PL: у меня пока не хватает духу ввязаться в такой длительный проект, хотя уже и пять лет назад заглядывалась и мечтала когда-то попробовать)))
    А если говорить в целом, то мне близка позиция Олеси)
    У меня в списке уже три PL на этот год;-)
    http://happydeti.blogspot.ru/2014/12/fiska-dla-nashih-lubimih-chitatelej.html
    Смотреть внизу странички слева;-)

    ОтветитьУдалить
  8. Согласна с LeSenka-chudesenka. У меня тоже PL -это фотоальбом, наполненный фотографиями наших семейных событий, поездок, того, что привлекло наше внимание и запомнилось,, наблюдения за переменами на нашей даче. Я поняла, что подбираю фотографии так, чтобы было ощущение насыщенной и интересной жизни, и это мне удается. Показать альбом можно всем, там нет очень личных и тем более интимных фотографий. Зато есть задокументированное время!

    ОтветитьУдалить
  9. Согласна тоже! Но я вот веду два сразу проекта) один что от лица ребёнка я показываю, а свой личный интимный так сказать отдельно веду в виде смеша и решила показывать только то что будет интересно людям, хотя как правило читателем интересней именно интим))))

    ОтветитьУдалить
  10. такая грамотная, продуманная и интересная статья!
    я не веду ПЛ - мне нечего скрапить ))) но с удовольствием смотрю у других, когда там все красиво и причесано, и почерк аккуратный, и фото не неглиже ))) но я и странички люблю красивые и причёсанные, и альбомы )))) поэтому и к ПЛ такие "требования" )))
    для меня как для зрителя ПЛ - это проект-праздник! интим приветствуется )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну вот, Вика опровергла то, что я хотела написать по поводу, кому интересно смотреть на чужие ПЛ)))
      Лично мне не очень интересно смотреть на чужие ПЛ, а в журналинг я и подавно не вчитываюсь, поэтому не вижу смысла показывать ПЛ на всеобщее обозрение)

      Удалить
  11. Очень многие ведя pl решают эту проблему с помощью блюра на личном журналинге или фото. Я например не могу показать никакое фото супруга из за ограничений его работы, но все равно решилась и веду PL "затирая" определенные вещи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Речь не о показе в блоге, а о возможных просмотрах в семье: родителями, друзьями

      Удалить
    2. В комментариях выше обсуждался в том числе показ в блоге, поэтому думаю речь и об этом тоже.

      Удалить
    3. :) а мы без претензий, это просто уточнение.

      Удалить
  12. Мне кажется, что ПЛ - эта та история, которую мы хотим сохранить и помнить,соответственно. Конечно, в жизни не все так красиво-смешно-весело-позитивно и т.д. и т.п., есть и черные полосы, но хотим ли мы их вспоминать? Например, рождение ребенка - сам процесс не так увлекателен и местами даже страшноват, но хотим ли мы об этом вспоминать всю свою жизнь? Или все-таки мы хотим сохранить воспоминание о том как впервые взяли малыша на руки? Вот и вся цензура.

    ОтветитьУдалить
  13. Таки шо ви такое делаете, шо нужна цензура (прощу прощенья за внезапный одесский акцент).
    Я пишу как есть.. как сложилось в голове, соответственно идее и вдохновению. И не только радостные моменты, жизнь не праздник же..она такая, какая есть...
    Я не выкладываю фото ребенка в соц сетях, не афиширую свою личную жизнь, но в моем блоге настолько мало читателей, что я как то перестала парится на эту тему) Поэтому в блоге я выкладывать личные фото не боюсь. И вообще скрап потихоньку снимает эти зажимы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. кстати, чужие Пл люблю читать,рассматривать. Это очень мило. Как.. блоги открытые про жизнь.

      Удалить